В записке реальные кадровые возможности нашей страны сопоставляются с теми жизненно важными проблемами, которые связаны с процессом глобализации. На основании практического опыта анализируется современная ситуация и излагаются конкретные выводы
Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 4
- Кадровая проблема, ее причины………………………………………………………………… 6
- Особенности кадрового кризиса в России……………………………………………………… 13
- Сущность и масштабы задач на современном этапе глобализации………………………………………………………………………………………………………….. 17
- Монополизация процессов движения в мировой экономике………………………. 23
- V Коммуникационная проблема городов в эпоху глобализации………………………… 26
Практические выводы……………………………………………………………………………………………. 29
Анализ мировой экономики как сложной системы движения (товаров, информации, капиталов, энергии), перемещения людских масс, показывает, что те страны, которые успешно интегрировались в эту систему, улучшают перспективы своего дальнейшего развития. Соединенные штаты, Германия, Великобритания, Япония, Китай выдвинулись на первые позиции.
В этих условиях России необходимо разрабатывать и проводить в жизнь адекватный курс государственной политики, который связан с немалыми трудностями. Основным ограничителем для России (хотя и не только для нашей страны) является острый дефицит квалифицированных, дисциплинированных, морально устойчивых кадров.
Поскольку, как известно, «политика — это искусство возможного», то целесообразно рассмотреть насколько возможности страны по проведению необходимых экономических и социальных решений ограничены кадровыми проблемами. При этом следует иметь в виду, что проблема «человеческого фактора» является общемировой, хотя в России она имеет свои особенности и, в настоящее время приобрела крайнюю остроту.
Актуальность вопроса низкой квалификации (в сочетании с другими негативными причинами) очевидна на всех уровнях жизни страны. Прискорбной иллюстрацией в нынешнем, 2013 году, может служить история с проектом закона о «реформировании» (фактически же о ликвидации) Академии наук.
Во многих сферах экономики и социальной жизни низкий уровень профессионализма, недостаток знаний и практического опыта, снижение общей культуры приводит к крайне отрицательным, а зачастую и трагическим последствиям. Примером может служить транспорт. Транспорт в силу своей специфики крайне чутко реагирует на качество работы занятых в этой отрасли людей. По самым последним данным 50% авиаварий в мире происходит по причинам, непосредственно связанным с «человеческим фактором», в России этот показатель существенно выше, он достигает у нас 80%.
По мнению специалистов в данном случае переход от, так называемой «классической» авиации к «компьютерной» поставил перед персоналом новые, сложные задачи, в том числе и психологические. Результаты, то есть аварии (в том числе и во время демонстрационного полета в Индонезии «Суперджета») показывают, что положение неблагополучно.
Это неблагополучие имеет место и в других транспортных отраслях и иных производственных сферах. Ежегодно в России в ДТП на автодорогах погибают 30-35 тыс. человек и в несколько раз больше получают увечья.
В ряде стран положение представляется лучше, но оно не только на самом деле далеко от идеального, но и при ближайшем рассмотрении, просто отличается своей спецификой. Так, например, в США весьма нередки случаи аварийности и даже более крупных катастроф в промышленности и на транспорте, связанные с производством или транспортировкой опасных грузов. При этом не обходится без жертв. Как правило, причиной является «человеческий фактор».
Даже крупнейшие ТНК не могут гарантировать должный уровень безопасности. Примером может быть крупнейшая авария в Мексиканском заливе на месторождении Бритиш Петролеум в апреле 2010 года. В декабре 2012 г. по мировому соглашению, утвержденному федеральным судом Нового Орлеана, БП подтвердил оплату ущерба на общую сумму в 7,8 млрд. долл.
При рассмотрении причин этой гигантской аварии было установлено (в окончательном докладе), что инженер БП Хэйфл принял решение не проводить анализ, определяющий качество цементирования и отказался исследовать аномалии, обнаруженные в результате другого важного анализа.
В целом крупномасштабные техногенные катастрофы почти всегда демонстрируют достаточно наглядно широко распространенный, международный характер низкого профессионализма, недостаточной подготовки и ответственности и т.п.
Вникая в причины этого негативного явления, ставшего обычным, повседневным сталкиваешься среди других предпосылок и с теми, которые носят исторический характер. Подготовка специалистов, более широкого «культурного слоя» (интеллигенции — если говорить конкретно о России) весьма длительный и сложный процесс. В нашей стране он занял не менее 1,5 столетия. Благоприятный результат возможен при наличии определенных условий: экономических, социальных и т.д. Понятно, что вооруженные конфликты, социальные потрясения и другие причины, приводящие к гибели людей, лишению людей возможности работать в рамках своей профессии, отрицательно влияют на положение с кадрами. Особое значение имеет проблема передачи знаний, практического опыта от старших поколений молодым. Вопрос межпоколенческих коммуникаций чрезвычайно важен и в конкретно-узком профессиональном масштабе и более широко, в общекультурном смысле. Эти актуальные проблемы рассматриваются в последующих разделах настоящей записки с тем, чтобы выяснить насколько «человеческий фактор» влияет на реализацию государственной политики по решению стоящих перед Россией экономических и социальных задач.
- Кадровая проблема, ее причины
Резкий «сброс» в уровне профессионализма а России общеизвестен и общепризнан. С этим явлением приходится практически сталкиваться повседневно каждому россиянину.
Заболевшие люди, нуждающиеся в медицинской помощи тщетно жалуются на неквалифицированность врачей и плохую организацию работы в поликлиниках и больницах. Отечественные средства информации уже давно открыто заявляют о развале здравоохранения.
Родители учеников и независимые специалисты отмечают, что уровень знаний, оканчивающих школы, шокирующее низкий. Сами нравы современной школы явились объектом скандальных разоблачений в телевизионных передачах по центральному телевидению, не говоря уже о документальных кадрах, выложенных в Интернете.
Нелучшим образом сложилась ситуация в высшей школе. В Германии и Франции на «бюджетников» приходится 80-90% мест, у нас около 40%. Отрицательный результат не замедлил проявиться.
В последние десятилетия из-за недостаточного финансирования возникло большое число платных учебных заведений: институтов, колледжей, университетов и даже «академий». Многие из них выпускают в свет очень слабых специалистов, а зачастую вообще просто невежественных людей. Объясняется это тем, что преподавательские штаты в этих учебных заведениях чрезвычайно слабы, а также и тем, что платная коммерческая система обучения в современных условиях России превратилась, по сути, в покупку за деньги дипломов.
Понятно, что в результате в народное хозяйство, органы управления всех уровней, в социальные службы приходят уже в течение, по меньшей мере, двух десятилетий люди в профессиональном и общекультурном отношении неподготовленные к работе. Следствием становятся как крупные «резонансные» неудачи, так и хроническая нехватка необходимых, адекватных кадров.
В числе громких неудач аварии при космических запусках, а также в оборонной области при испытании ракеты «Булава» и др.
Удручающим является положение на уровне рабочих профессий. По мнению некоторых экспертов дефицит квалифицированных рабочих рук сейчас — основная проблема, которая тормозит рост промышленности. Структура рабочей силы показывает чрезмерную долю лиц, занимающихся физическим трудом. Падение промышленного производства примерно вдвое в 1990-х годах, деиндустриализация привели к тому, что предприятия прекратили подготовку рабочих кадров. Между тем, именно промышленные предприятия в 1970-1980-х годах готовили для себя основные (60%) кадры рабочих. Остальные 40% молодых рабочих проходили учебу в системе профтехучилищ (ПТУ).
Состояние в нашей стране с рабочими кадрами было недавно (в июне 2013 г.) проиллюстрировано результатами международного соревнования «WorldSkills- 2013». В этом мероприятии участвовали команды представителей рабочих профессий из 47 стран. Конкурс проходил в Лейпциге в 40 номинациях (каменная кладка, автокузовые и покрасочные работы, поиск дефектов всистемах кондиционирования, работа поваров и парикмахеров и т.д. и т.п.). Российская команда из 47 возможных заняла 44 место.
Основными причинами неудовлетворительного положения с кадрами как рабочих, так и других профессий (инженерно-технических, медицинских, преподавательских и т.д.) стали негативные перемены в хозяйстве страны — промышленности, аграрном секторе, транспорте, научной сфере. Опытные, знающие работники были вынуждены менять род занятий и терять свою квалификацию. Многие даже эмигрировали из страны, другие уходили «в тень».
По неофициальным данным в России осталось только 1200 полноценно действующих современных предприятий. Они в основном относятся к оборонным отраслям.
Продолжающаяся последние десятилетия де-индустриализация проявила себя практически повсеместно. Так, автомобильная промышленность, к которой всегда относились особенно внимательно и для которой создавали крайне благоприятные условия, в конечном итоге перешла на сборку машин из импортных узлов с годовым выпуском — 0,5 млн. единиц. Некогда гордость советской промышленности авиастроение не может удовлетворить спрос отечественной гражданской авиации на качественные самолеты: до 80% воздушных судов, работающих на гражданских линиях внутри страны — иностранного производства. В обстановке упадка теряются кадры, которые даже при попытке возродить столь важные отрасли, привлечь вновь на работу будет невозможно.
Тяжелая ситуация, сопровождаемая потерей рабочих и инженерно- технического персонала имеет место и в некоторых сырьевых отраслях.
В эксплуатации лесных ресурсов нашей страны царит вековой застой. Россия занимает первое место в мире по запасам древесины (более 20%), в том числе ценных, хвойных пород (50%). Однако по экспорту лесобумажной продукции Россия существенно отстает от других мировых экспортеров. В нашем экспорте до 70% приходится на необработанный круглый лес и пиломатериалы начальных переделов. Это результат низкого уровня работы отрасли, связанного с недостатком, а то и отсутствием, прежде всего, специалистов, квалифицированных кадров. Более успешные в этом отношении страны, в том числе Китай, не говоря уже о Канаде, США, Финляндии, в их вывозе основное место занимает продукция высокой степени переработки: качественные пиломатериалы, целлюлоза, бумага, картон, мебель. Россия же, наоборот импортирует бумагу, картон, мебель и другую конечную продукцию. Очень часто (и в настоящее время) эту ситуацию объясняют отсутствием оборудования, недостатком инвестиций и т.д. и т.п. С этими доводами нельзя согласиться. По моему личному опыту (практической работе во Внешторге) причина заключается в недостатках управленческой, организационной работы в отрасли и нехватке кадров адекватной квалификации на всех уровнях от рабочих профессий до руководителей среднего звена. На моей памяти, начиная с 1940-х (!) годов внештор- говые объединения и Минвнешторг ставили вопрос перед руководством страны о крайней необходимости «облагораживания» (по терминологии того времени) лесного экспорта. Большую энергию проявляли такие руководители В/О «Экс- портлес», как Влас Ничков, Матвей Костолевский, Александр Фрумкин и многие другие. Определенные результаты были, так стали больше выпускать и экспортировать пиломатериалы (с перевозкой пакетами) однако коренного перелома не произошло. Уже много позднее, на рубеже существования СССР были закуплены в Финляндии новые машины для обработки леса в местах его заготовки. Однако очень быстро они пришли в негодность из-за неквалифицированного обращения с ними.
Во что обходится стране неквалифицированный труд в этой отрасли? Потерями в 10 млрд. долл, в настоящее время. Более перспективные расчеты показывают, что при повышении эффективности в этой отрасли нашего хозяйства (сейчас Россия отстает по данному показателю в 11 раз) экспортная выручка может составить 200 млрд. долл, ежегодно.
По этим же конкретным причинам: никуда негодным, непрофессиональным руководством «сверху» и безграмотной, нерадивой работой рядовых работников в сельском хозяйстве объясняется тяжелое положение деревни.
Понятно, что «колхозный путь» развития сельского хозяйства в советский период к началу 1990-х годов исчерпал себя. Однако вместо реформ после распада СССР была ликвидирована экономическая и социальная система, постепенно сложившаяся в течение долгих лет.
В первое же десятилетие с началом экономических преобразований в стране было заброшено более трети сельскохозяйственных угодий (1,7 млн. га). По официальной переписи 2010 г. уже с 2002 г. полностью исчезли 2,2 тыс. сельских поселений. Более того, формально существующие еще 6,5 тыс. поселений, фактически совершенно обезлюдили, в них не проживает ни одного человека. Одновременно разрушена социальная структура села: закрыто 13 тыс. школ, в тяжелом положении сельская медицина, не хватает 21 тыс. врачей. В этой обстановке население продолжает покидать деревню. Тем не менее, не смотря на депопуляцию сельской местности, доля безработных из числа трудоспособных достигает 32,4%. Люди существуют за счет пенсий, индивидуальных огородов, случайных временных заработков.
Особенно неблагоприятная обстановка (и негативная по своим последствиям для экономики и всей жизни страны, в целом) сложилась в коммуникационной сфере — на транспорте, почте, других видах связи и т.п. Хотя уже общепризнанной стала ключевая роль коммуникационного фактора в развитии экономики, социальном прогрессе, в целом, положение в этой сфере серьезно ухудшилось после ликвидации СССР. Реформы в области транспорта были крайне некомпетентно задуманы и непрофессионально осуществлены.
Прежде всего, необходимо учитывать, что в 1950-1980-х гг. руководство на транспорте состояло как правило, из компетентных, знающих, опытных людей. Система подбора и продвижения кадров была в целом грамотной и эффективной. Можно привести много примеров выдающихся организаторов и прекрасных профессионалов. Такими были министры морского флота Бакаев В.Г., Гуженко Т.Б., другие крупные руководители — Степан Михайлович Баев, Дмитрий Кириллович Зотов и др.
Настоящей кузницей специалистов железнодорожного транспорта в советский период было министерство путей сообщения.
Невзирая на ключевую роль транспорта в экономическом и социальном развитии, радикальные реформы в этой сфере были осуществлены с крайним неблагоразумием. Все это сопровождалось большими издержками — потерей опытных кадров (в том числе и в верхних эшелонах органов управления и в среднем звене на местах). Сейчас, когда уже прошло более двух десятилетий, можно в целом оценить уровень квалификации тех, кто проводил преобразования и тех, кто сейчас возглавляет транспортные отрасли.
На основном внутреннем транспорте России — железнодорожном общая протяженность путей не изменилась. Она составляет около 85 тыс. км. Эта отрасль подвергается острой критике со стороны не только СМИ, но и самих опытных специалистов-железнодорожников. Так, они называют ОАО «РЖД» (созданной после ликвидации МПС — министерства путей сообщения) — искусственно образованной монополией, которая работает убыточно, хотя «официальный доход ее 25 боссов в 2011 г. составил 1,4 млрд. руб.», это результат, как утверждается, того, что «к рельсам допускают только «своих». Реформирование дорожного транспорта в после советский период было осуществлено неудачно, не говоря уже о других отрицательных последствиях, которые относятся к компетенции правоохранительных ведомств.
Весьма явно ухудшилось положение на внутреннем водном транспорте. Мощная, разветвленная система водных путей нуждается в восстановительных работах. Запущенность инфраструктуры, обмеление за последние десятилетия сопровождались сокращением перевозок грузов и пассажиров в несколько раз. На речных судах в России сейчас перевозят 10-15 млн. чел., то есть меньше 1% в год от всех перевозок пассажиров в стране. В советские времена перевозили 100 млн. чел. Всего грузов внутренним водным транспортом доставлялось до 560 млн. т., в наши дни — 130 млн. т. Разруха на водном транспорте лишила работы многие тысячи опытных специалистов и восстановить их контингент будет очень сложно.
Развитие автомобильного транспорта в нашей стране в постсоветский период можно рассматривать как парадоксальное со многих точек зрения. Например, как иллюстрация исключительного непрофессионализма многих работников, начиная от руководителей до рядовых дорожных рабочих.
При проведении экономических реформ и одновременном сломе прежней советской системы управления транспортом, вместо нескольких ведомств, каждый из которых занимался «своим» видом транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным, и так далее, было создано одно, единое министерство транспорта. Основную руководящую роль в этом новом министерстве стали играть… «автомобилисты», то есть те, кто раньше работал в этой отрасли. От немногих уцелевших сотрудников-специалистов по морскому и железнодорожному транспорту приходилось слышать жалобы на полное непонимание со стороны руководящих работников нового министерства тех деловых вопросов, которые выходили за границы автомобильных перевозок.
Разумеется это было заведомо негативное решение по отношению к любым «не-автомобильным» транспортным отраслям, но это позволяло надеяться, что в сфере автотранспорта все пойдет компетентно и успешно. Однако, ничего подобного не произошло. В области автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства страна сталкивается с крайне неудовлетворительным положением, сложившимся среди прочего из-за некомпетентности работников отрасли.
Разумеется, для объективной оценки следует иметь в виду, что при советской власти эта транспортная отрасль была «узким местом» и в народном хозяйстве и в социальной сфере. Поэтому перед реформаторами стояла в 90-х годах нелегкая задача. Но они с этой задачей явно не справились, и некомпетентность была одной из основных причин.
Официальная статистика показывает, что к 2013 г. в России насчитывается 780 тыс. км. дорог с твердым покрытием, что несколько больше, чем в 2000 г. (753 тыс. км.) или в 1995 г. (743 тыс. км.). Однако надо учитывать, что в настоящее время (2013 г.) в России зарегистрировано 5,4 млн. грузовых и 34,4 млн. легковых машин.
Даже чисто количественное соотношение протяженности дорог и наличия транспортных средств показывает, что ситуация неблагополучна. За период после 1990 г. количество автомашин (включая тем более транзитные) увеличилось в несколько раз, тогда как сеть дорог росла значительно медленнее. Еще хуже обстояло дело с качественными проблемами. Состояние очень многих дорог очень плохое, повысившаяся интенсивность движения при плохих дорогах и низкой культуре вождения приводят к постоянным и большим «пробкам» даже на основных автодорогах страны. Строительство дорог в нашей стране обходится в 8-10 раз дороже, чем в передовых зарубежных государствах.
Приведенные примеры могут быть продолжены на материале любой из отраслей нашего народного хозяйства.
Отнюдь не лучшее положение в социальной сфере.
Ситуация в отечественном здравоохранении многими характеризуется как «развал». В августе месяце 2013 г. (12 числа) СМИ распространили информацию, исходившую от министра — Скворцовой В.И., о том, что дефицит врачей в России достигает 40 тыс. чел. Еще раньше Скворцова В.И. с тревогой признала, что уровень подготовки врачей у нас «ужасающий». К тому следует добавить, что до Скворцовой, имеющей медицинское образование, здравоохранением руководили Голикова Т.А. и Зурабов М.Ю., люди профессионально далекие от медицины. Что же касается организаторских способностей, то результаты их нахождения на министерских должностях говорят сами за себя. Лишь после долгих лет открытой борьбы медицинской общественности, включая видных врачей, таких как Л.М.Рошаль, удалось добиться, что на этот жизненно важный пост, от которого зависит здоровье очень многих людей, был назначен человек, хотя бы имеющий соответствующее профессиональное образование.
Одной из причин того тупика, в котором находится российская экономика (и не только она), является кадровая политика, проводящаяся с начала 1990-х годов.
Отказ от использования знающих, опытных, грамотных экономистов очевиден. Значительный контингент (35 тыс. чел.) работников Внешторга, хорошо знакомых с практикой рыночной работы, компетентных в финансовых, конъюнктурных, коммерческих вопросах был «отлучен» от всей профессиональной деятельности в результате реформ. Конъюнктурный институт (ВНИКИ), где работали крупнейшие специалисты по всем основным направлениям мирового рынка и хозяйства зарубежных стран подвергся таким «преобразованиям», что этот некогда международно признанный научный центр, практически перестал существовать.
Между тем, именно эти кадры: Внешторга, НИКИ, других первоклассных государственных институтов должны были составить основу и нового аппарата управления и наиболее крупных современных корпораций. Этого не произошло и негативные последствия не заставили себя ждать.
При всей значимости проявлений кадровой проблемы, как серьезного ограничителя возможностей в настоящее время именно для нашей страны, необходимо для лучшего понимания вопроса рассмотреть его ближайшую предис- торию с учетом того, что происходило не только у нас, но и за рубежами нашей родины.
- Особенности кадрового кризиса
Сильнейший удар по интеллигенции в целом, в том числе и по положению специалистов в нашей стране был нанесен распадом Советской государственной системы на рубеже 80-х-90-х годов и последующими событиями.
Специалисты практически всех профессий экономисты, юристы, инженеры, ученые работали в министерствах и ведомствах, на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах. Врачи трудились в государственных поликлиниках и органах здравоохранения, преподаватели в государственных учебных заведениях.
Переход к новой политической системе привел к ликвидации прежнего аппарата власти, то есть массовому увольнению специалистов из высших органов управления Совмина, Госплана, Государственного комитета по ценам и других институтах власти как таковой. Произошла спонтанная смена кадров всех уровней и большинства специальностей в стране, которая вступала в (и без того труднейший) период перехода к рыночному хозяйству. Последовал целый ряд явно некомпетентных решений.
Ликвидация, например, ведомств, занимавшихся внешнеэкономическими
связями, сопровождалась разрывом сложившихся отношений сотрудничества
со многими странами (например, Восточной Европы и др.), которые базировались на взаимных поставках. Россия ощутила нехватку продуктов и других товаров массового спроса, а отечественная промышленность лишилась заказов. Интеграционные связи стали рушиться не только во внешней торговле, но и в отношениях со вчерашними союзными республиками. Последовала хозяйственная и социальная разруха 1990-х годов.
События конца прошлого столетия, которые нанесли ущерб всем сторонам жизни страны, в том числе гуманитарной, приведя к эмиграции многих образованных людей, «уходу из профессии», депрофессионализации, еще живы в памяти современных поколений. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счета и «наследия» предыдущего периода XX века, когда Россия (Советский Союз) практически постоянно нес колоссальные кадровые потери. Эти потери без сомнения аккумулировались, чтобы обрушить свои негативные последствия на современную Россию.
Даже в самом кратком изложении перечень негативных потрясений не только впечатляет, но и объясняет многое: Первая мировая война, революция и гражданская война привела к огромным жертвам среди населения. Только эмигрировало из страны до 3 млн. чел. В основном это были образованные люди, включая крупных инженеров (Сикорский И.И., Зворыкин В.К. и др.), экономистов (Леонтьев В.), специалистов различного профиля. Погиб Туган- Барановский М.И. — известнейший экономист того времени.
Советская власть, уничтожив сословные и другие барьеры, привела к активному участию в работе и к учебе массу новых людей, новые кадры, среди которых были и способные, энергичные, проявившие себя в дальнейшем на разных поприщах.
В то же время «власть рабочих и крестьян» (как она себя сама аттестовала) всячески третировала тех специалистов (а более широко вообще представителей интеллигенции), которым как то удалось пережить лихолетье гражданской войны. Даже те «спецы», которые пошли служить новой власти открыто объявлялись «попутчиками» и находились под постоянным подозрением. Очень многие были лишены возможности работать по специальности, тогда как страна испытывала дефицит квалифицированных кадров. Период 1920-хгодов — это время массового образования, подготовки новых специалистов и «освобождения» от опытных старых кадров.
С началом 1930-годов «фокус борьбы» с «буржуазных» специалистов был перенесен на вчерашних революционеров, соратников по партии.
Репрессии трагических 1930-х годов имели и чисто кадровые отрицательные последствия. Страна лишилась многих способных управленцев, организаторов, работников народного хозяйства и т.д.
Позднее, в ходе Отечественной войны СССР потерял миллионы людей, включая ценных специалистов. Они погибли и потеряли здоровье, сражаясь в рядах армии, ополчения или были уничтожены врагом, оказавшись не по своей воле на оккупированной территории.
В послевоенный период тяжелая кадровая ситуация была усугублена возобновившимися «кампаниями» против «вейсманистов-морганистов», «лжеученых» (кибернетиков») и др. При этом здесь становится весьма явной направленность против ученых, квалифицированных кадров, более широко — против интеллигенции.
Казалось сама советская власть последовательно проводила курс на то, чтобы всячески ослабить свои кадровые возможности.
После 1953 года кадровая политика стала смягчаться, но не настолько, чтобы существенно улучшить положение в целом.
Показательно отношение к использованию специалистов из союзных стран Восточной Европы. По линии Внешторга, СЭВ’а и других организаций периодически перед руководством страны ставился вопрос о снятии или хотя бы ослаблении ограничений на передвижение людей между социалистическими странами. Все наши обращения по поводу свободы трансграничных перемещений отклонялись. Даже наше ходатайство о свободном въезде специалистов из Чехословакии и ГДР в связи с проектами станций техобслуживания организаций этих стран на территории СССР были отвергнуты. Лишь много позднее, ближе к развалу соцсистемы стали впускать (очень робко и ограничено) рабочих и ИТР из Болгарии и ряда других стран на лесозаготовки и некоторые другие «промыслы», где велись заготовки и иные работы для экспорта в страны присылавших своих командированных.
Вообще необходимо заметить, что советское руководство и до 1953 г. и после крайне робко относились к любым идеям интеграции даже с ближайшими союзниками или сателлитами. Так, были категорически отклонены наши предложения «перешить» железнодорожные пути, хотя бы по 2 направлениям на запад (в Польшу и Чехословакию) на широкую, советскую колею 1520 мм. с тем, чтобы серьезно облегчить транспортные перевозки на основном, западном направлении. В результате продолжались колоссальные работы по перевалке грузов в Бресте на польской границе и в Чопе на границе с ЧССР и Венгрией. В дальнейшем эта работа была несколько облегчена переходом на перестановку подвижного состава с использованием более современного оборудования.
Нерешительность сталинского руководства и последующих объясняется тем, что они в первую очередь заботились о своих собственных интересах, т.е. о сохранении власти в руках своих правящих групп: Сталина, Хрущева и т.д. Поэтому любые предложения, любая идея о каких либо изменениях рассматривалась ими не с точки зрения интересов всей страны, населения, а с позиции интересов правящей команды. Между тем, любые значащие изменения, приводящие в движение экономику, социальную сферу означают принципиальную возможность возникновения угроз политических перемен, а следовательно и новой расстановки сил, появления конкурентов, соперников. Спокойнее было ничего не менять, оставлять в неподвижности.
Однако, отказ от развития экономики и социальной сферы (тем более отказ в течение длительного времени) весьма опасен и приводит к саморазрушению системы, не говоря уже об уязвимости от внешних угроз. Это собственно и произошло с Советским Союзом.
Тем временем, пока в Советском Союзе продолжалась по существу борьба с собственными квалифицированными кадрами (уже не с «буржуазными» как в 1920 гг.), а со стопроцентными «пролетарскими», своими, советскими окружающая обстановка в мире, в целом быстро менялась.
В Европе, этой наиболее культурной части планеты произошли военные катаклизмы двух мировых войн, колоссальный кризис начала 1930-х годов, массовые репрессии против мирного населения, включая геноцид против целых народов. Полстолетия европейские страны существовали в условиях гуманитарной катастрофы.
Эта гуманитарная катастрофа, вызвавшая гибель десятков миллионов людей, носителей знаний, культурных ценностей, привела к духовному обнищанию, разрушению цивилизационной базы.
Общий культурный уровень, потенциал духовного развития заметно снизился и, по всем данным, безвозвратно. Европа стала быстро терять свое положение центра «белой цивилизации».
Поредевшие, потерявшие ориентиры кадры европейцев оказались неспособны не только руководить (в широком смысле) заморскими народами, но и быстро деградировали у себя дома, в своих собственных странах.
Прокатившаяся по европейскому континенту «майская революция 1968 г.» была воспринята многими как социальный бунт молодежи, который должен был привести к прогрессивным переменам. Однако, в действительности, как показало дальнейшее развитие событий, это было частью культурной деградации. Европа быстро теряла лидерство. Политические перемены ослабления сочетались с экономическими. Вакуум кадровый потребовал массового ввоза рабочей силы и в Европу хлынули миллионы иммигрантов из бывшего французского Алжира и различных стран Африки и Азии, включая те, которые никогда не были французскими колониями.
Заморские владения Британии по мере обретения независимости наращивали «поставки» иммигрантов в бывшую метрополию. Германия «импортировала» более 3 млн. турок. Даже скандинавские страны не только из экономических, но даже из идейных соображений стали принимать значительные контингенты переселенцев из далеких южных стран.
Вновь прибывшие обосновались в столицах и наиболее крупных городах, а поскольку уровень рождаемости у них значительно выше, чем у местного населения, они стали энергично вытеснять коренных жителей в провинцию их собственных стран.
В конечном итоге массовая «демографическая агрессия», как ее называют, привела к резкому изменению этнического и конфессионального состава европейского населения. Явными стали перемены культурного, цивилизационного характера. Многие считают, что Европа имеет все шансы превратиться в территорию в цивилизационном (а как следствие и в политическом) отношении относящуюся к третьему миру. Массовая иммиграция в Европу и гораздо более высокая рождаемость вновь прибывших уже приводит к замещению коренных европейцев иммигрантами. Далеко идущие демографические последствия неизбежны.
- Сущность и масштабы задач на современном этапе глобализации
Практика работы в сфере внешней торговли, а также научные исследования тенденций развития мировой экономики показывают ключевую роль Глобальной инфраструктуры, обеспечивающей все основные формы движения товаров, информации, капиталов, энергии, а также перемещения рабочей силы.
Соответственно последствия функционирования Глобальной инфраструктуры — это и есть основные тенденции процесса глобализации. Их рассмотрение необходимо для понимания существа актуальных практических проблем современной экономики и планов ее развития на перспективу.
В условиях глобализации общим для происходящих экономических процессов, объединяющим их, придающим им смысл является движение: пространственное («обычное») движение и временное (темпоральное).
Соответственно, анализ современной экономики и ее перспектив должен базироваться на исследовании этого движения, его содержания и разумеется, тех последствий, к которым оно приводит.
В данной записке рассмотрены наиболее очевидные и важные вопросы экономического характера напрямую связанные с современным этапом развития мировой экономики и проецирующиеся на будущее.
Это:
— масштабы затрат на средства движения*, их создание, их поддержание в рабочем состоянии, их эксплуатацию. Объем этих затрат превышает 50% ВВП.Даже одно это показывает значение вопроса и предъявляет требование к проверке целесообразности схем движения.
— формирование Глобальной инфраструктуры «выстраивает» логистическую цепочку, в рамках которых осуществляется перемещение товаров, информации и т.д. Организованные и закрепленные (хозяйственными договорами, корпоративными отношениями и т.п.) схемы движения функционируют на практике как квази-монополии. Это создает целый комплекс экономических и других проблем.
‘Транспорт, связь, коммуникации и т.д. и т.п.
— современная система движения функционирует благодаря городам, которые исторически сложились как центры динамических потоков (товаров, людей, информации, капиталов и т.д.) и продолжают выполнять эту жизненно важную для людей функцию. Однако всё более заметными становятся «контр-тенденции», негативного свойства, которые сильнее и сильнее компрометируют положительную роль городов:
— города, эти центры, узлы в системе движения, их инфраструктура постоянно требует все более значительных капиталовложений. Окупаемость этих затрат затягивается на очень длительные сроки. Явный «разрыв» между потребностями и возможностями дополнительных расходов отрицательно влияет на развитие динамических потоков товаров, информации, то есть на развитие экономическое и социальное.
— следующая городская проблема:
— непроизводственная, нерациональная растрата средств, осуществляемая городами. Иными словами, даже те расходы, которые делаются, в значительной степени пропадают впустую или даже наносят вред интересам общего экономического и социального прогресса.
Еще более сложной проблемой является роль городов, в особенности крупнейших как «черных демографических дыр». Миграция людей стягивает в города все большие массы и, вместе с тем, обосновавшись в городах, эти новые людские массы лишь внешне, «статистически» замещают убыль коренных жителей (горожан 3-4 поколения). Этот процесс маскирует вымирание потомственных горожан и подмену прежнего городского населения новым, инородным. В действительности же разрывается преемственность поколений. Это происходит в крупнейших центрах мира и отрицательно влияет не только на динамические процессы в экономике, но и на общий социальный прогресс.
Анализу всех этих и некоторых других проблем посвящен этот и дальнейшие разделы
Доминирующее значение общих затрат на движение в глобализирующейся мировой экономике должно обратить на себя внимание с тем, чтобы, во-первых, выяснить конкретные причины этих расходов. Это тем более важно, поскольку прогресс транспортных и других коммуникационных средств должен по идее приводить к снижению себестоимости в расчете на весовую единицу груза (при перевозке товара) или единицу количества информации при ее передаче. Совершенствование технологий должно давать возможность сокращать персонал и тем самым экономить затраты на зарплату. Однако эти и другие возможности практически привели к увеличению дальности перевозок, распространению их на «трудные» регионы с более высокими издержками и рисками движения, а также натолкнулись на историческую проблему городов, то есть проблему капиталовложений сверх-долговременного характера. Возник ряд проблем, требующих решения.
Понятно, что при таком колоссальном значении (относительном и абсолютном) затрат на транспортировку всякого рода весьма важным является вопрос о рационализации перевозок.
Проблема эта не только общемировая, но и конкретно российская. Более того, в нашей стране с ее большими расстояниями вопрос о необходимости борьбы с излишними перевозками, встречными отгрузками стоял достаточно остро еще при советской власти. При централизованной форме управления транспортом проблемы экономии, ресурсосбережения, повышения качества грузовых перевозок, совершенствования технических средств, часто решались директивным порядком.
С переходом к рыночному хозяйству возникли многие трудности и недостатки, которые пока еще не устраняются. Так, например, в продовольственном импорте (в том числе фруктов, овощей, консервов и т.п.) ввоз из стран Восточной Европы (Болгарии, Венгрии) заменен импортом из Китая или других существенно более отдаленных стран. В особенности это заметно, когда речь идет о поставках в Центральный (т.ч. Москва) или Северо-Западный (т.ч. Санкт- Петербург) регионы России. В результате возрастают излишне дальние перевозки с их негативными последствиями. Кстати это имеет отрицательные последствия не только для транспорта, но и наносит вред качеству, например, продуктовых товаров, нанося разнообразный ущерб российским потребителям. В частности для того, чтобы продовольственные грузы выдержали сверхдальние перевозки подбор сортов, видов (фруктов, овощей, консервов и т.п.) делается в основном с ориентиром на их резистентность, а не на их вкусовые и полезные качества. Еще больше негативное влияние это оказывает на рыбу и морепродукты. Общий ущерб в этом отношении весьма велик.
При этом дело не ограничивается критикой того, что касается только отдельных грузопотоков. Есть мнение, что даже в целом глобальные схемы движения в мировой экономике (в том числе и национальные схемы в странах, включая Россию) не отвечают критериям целесообразности.
Так, при столкновении с явно излишними затратами на транспорте выясняется, что причиной их является прежде всего сама общая схема грузоперевозок. Дело в том, что любые и международные (например, трансатлантический Европа — Америка, ЮВА — Европа и т.д.) и внутристрановые (в России: Запад — Восток, Север — Юг и др.) грузопотоки возникают, не растут синхронно с созданием и развитием транспортной инфраструктуры — железных и автомобильных дорог, портов (и городов вообще как центров движения), современных аэропортов — «хабов» и т.д. и т.п.
В возникшую транспортную инфраструктуру уже вложены колоссальные средства: финансовые, материально-технические, интеллектуальные. Уже давно сложилась ситуация, когда гораздо более реально вкладывать все новые, дополнительные средства в развитие уже сложившейся инфраструктуры нежели создавать какую-нибудь новую. Между тем, к уже существующей инфраструктуре крепко привязана, интегрирована с ней по существу в единое целое система грузопотоков. В результате схема грузопотоков «отстает» от новых требований экономики и социальной жизни. Новые условия экономические, социальные требуют внедрения перемен, зачастую радикальных, а сложившаяся общая схема очень медленно и «неохотно» идет на изменения. Возникает необходимость приспособления новых запросов к устаревшей схеме. Это выражается в больших неоправданных затратах средств труда людей, и зачастую приводит к различным организационным проблемам.
Подобные отрицательные явления имеют место и в общемировой системе грузопотоков и, в частности, на транспорте России.
В целом, в мире происходит быстрый рост транспортных расходов, который в 2-2,5 раза обгоняет увеличение совокупной стоимости мирового импорта.
Внимательный анализ основных мировых грузопотоков вскрывает целый ряд схем транспортировки, которые отличаются явно очень большой дальностью. Даже перевозки наиболее массовых грузов — нефти, зерна и других вызывают вопросы относительно возможности сокращения дальних маршрутов. Есть мнение, что процесс «переноса» многих обрабатывающих отраслей из европейских стран и США в государства «третьего мира» решит эту проблему. Однако специалисты указывают, что это поверхностное суждение. Их доводы не менее убедительны. Они ссылаются на то, что чрезвычайно быстрыми темпами растут перевозки контейнерных (то есть промышленных как правило) грузов из азиатских стран в Европу. При этом показательно, что поток товаров из Китая в Европу вдвое превышает европейский. Причины этого явления общеизвестны (перенос многих видов производства из Европы в страны «третьего мира» из-за более низкой зарплаты и т.д. и т.п.). Однако обходятся обычно молчанием крайне отрицательные последствия этого процесса. Европа, в несколько иной степени США, «деиндустриализируются», то есть отдаляются от реального производства материальных ценностей. Так называемый, «белый миллиард» все больше охотно перетекает в виртуальную сферу (офисы, банки, интеллектуальные услуги и т.п.). Широко известно, однако, что оценка результатов работы в этой сфере более чем сложна и ненадежна. Вследствие отсутствия объективных критериев происходит то, что вознаграждение за труд часто вообще бывает прямо противоположно истинным результатом. Так, в очередной кризис (2008 г.) руководство банков и многих крупных корпораций получало скандально высокие оклады (в форме бонусов и проч.), несмотря на то, что их деятельность фактически способствовала и созданию «финансовых пузырей» (по вульгарной терминологии этих персонажей) и других диспропорций, явившихся непосредственной причиной возникших неурядиц в экономике.
Чрезмерное перемещение занятости в виртуальную сферу (маскируемое под сферу «услуг») в развитых странах и ставшее возможным из-за вытеснения материального производства в «третий мир», как следствие гипертрофированное развитие многих мировых дальних и сверхдальних перевозок, ставит вопрос о причинах специфики ценообразования на транспорте.
Анализ этого важнейшего вопроса вскрывает диспропорцию между коммерческой себестоимостью перевозок и реальными размерами капиталовложений в транспортную инфраструктуру, а если добавить затраты на развитие новых технологий то разрыв будет очень значительным. Учитывая же расходы на крупные сооружения (например туннель под Ламаншем, городские сооружения, «обслуживающие» транспортно-коммуникационные объекты и т.д.) можно убедиться, что затраты на транспортно-коммуникационные цели намного превышают размеры коммерческой себестоимости (перевозок и других операций), на базе которой формируются ставки тарифов, транспортных сборов и других подобных платежей.
Вопрос о том, каким образом удается фактически субсидировать транспортно-коммуникационный сектор, является особой большой темой. В значительной степени это осуществляется через государственный бюджет, муниципальные каналы и т.п. даже в странах с вполне рыночной, капиталистической экономикой. При этом традиционно используются два метода для получения согласия на финансирование. Во-первых, аргумент, что создание объектов имеет важное оборонное значение (зачастую это соответствует действительности); во-вторых, представляется проектная стоимость, которая «в разы» меньше будущих, реальных затрат.
Эта практика является общепринятой как в мире в целом, так и в нашей стране. Она безошибочно действует в течение многих лет. С ней зачастую бывают связаны крупные финансовые аферы. Можно сослаться на крупнейший в прошлом скандал, сопровождавший строительство Панамского канала. В сравнительно недавнее время «не уложились в смету» при прокладке нефтепровода из Аляски в Сиэтл, строительстве канала под Ламаншем и др.
В конечном итоге важно уяснить, что в современную эпоху, в период глобализации система движения в мировой экономике «поглощает» очень большие средства, значительная часть которых растрачивается нерационально. Принципиально, существуют весьма значительные возможности для экономии расходов.
- Монополизация процессов в мировой экономике
Практика внешнеторговой работы уже давно привлекла внимание к новому тогда — 1960-е годы явлению — выстраиванию все более многочисленных и сложных логистических цепочек по продвижению товаров, начиная от добычи сырья до изготовления полуфабрикатов и далее до окончательного выпуска готовой продукции и ее доставки до окончательного потребителя. Понятно, что в этом движении приходится проходить многочисленные этапы, а также осуществлять постоянную координацию.
Возросшее значение «движенческих» функций произошло в целом как результат научно-технической революции — культура производства, сама его организация были подняты на новый, гораздо более высокий уровень развития.
Производственный процесс стал включать очень большое число предприятий («смежников» и др.). Обычным стало постоянное взаимодействие предприятий, находящихся на большом расстоянии друг от друга, зачастую в разных странах и даже континентах.
Так, посещение автомобильных и телевизионных заводов в Испании и других европейских странах показало, что они ежедневно получают комплектующие детали из азиатских стран, включая Японию. Дальнейшее ознакомление раскрыло, насколько сложна коммуникационная система, обеспечивающая постоянную производственную связь между «смежниками», между головными предприятиями и дочерними, между промышленными и торговыми звеньями и т.д. Работающая, слаженная система весьма неохотно «болезненно» воспринимает попытки какого-либо вторжения извне, внешних конкурентов, «интервентов».
Мне самому не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Когда нашей страной был заключен очень крупный контракт с фирмой «Крупп», немцы предложили поставлять оборудование на условиях фоб-Гамбург или фоб- Бремен. Дружеская голландская транспортно-экспедиторская фирма «Пакхауз- местерен» сообщила нам, что она готова по нашему поручению весьма дешево перевозить купленное оборудование через Роттердам и представила подробную калькуляцию. Это было бы возможно при перемене условий контракта (подготовленного на поставку «франко-завод» поставщика). Экономия исчислялась в миллионы марок. Наша страна вышла с этим предложением к фирме Крупп. Фактический руководитель фирмы фон Больц в конечном итоге согласился на то, чтобы дать нам скидку (на сумму возможной экономии), но с сохранением условий поставки фоб-Гамбург/Бремен. Окончательный вариант оказался для нас даже выгоднее, чем голландское предложение.
После заключения контракта я спросил у фон Больца из каких соображений он пошел на этот вариант. Он откровенно объяснил, что ломка уже сложившейся транспортно-логистической схемы (включающей упаковку, маркировку, комплектацию мелких деталей, складские операции и т.д. и т.п.) привела бы к реальным существенным потерям для фирмы Крупп.
Важно заметить, что по результатам этой сделки во Внешторге был сделан практический вывод: организовано небольшое подразделение в «Совфрахте», которым я руководил, для достижения договоренностей с инофирмами о скидках. По крупным сделкам мы подготавливали калькуляцию затрат по будущей перевозке товара и предлагали иностранному поставщику осуществить доставку товара советским покупателям (фактически — транспортной фирмой по поручению советского покупателя).
Результатом этой нашей тактики явилось то, что иностранные продавцывсегда выдвигали предложение о предоставлении скидок и всячески отказывались от допущения в схему своей логистической цепочки конкурентов- аутсайдеров.
Таким образом проявляла себя закрытость существующей системы продвижения товаров на уровне фирм. Однако, проблема не ограничивается только этим.
На уровне страновой конкуренции, в международном масштабе условия квази-монопольного характера приводят к серьезным экономическим, социальным и политическим последствиям.
Поскольку подсистемы Глобальной инфраструктуры не принимают в свой состав «чужаков», последние оказываются в заведомо невыгодном положении без серьезных перспектив на будущее. Когда речь идет о целых отраслях или странах проблема принимает весьма драматический оборот. Перспективы оказываются «перекрыты» для целых стран и, соответственно, народов. В ближайшем окружении России это можно наблюдать на примере почти всех республик бывшего СССР. Не только страны Средней Азии, но даже Украина и государства Прибалтики (которые в составе СССР весьма успешно развивались как в промышленном, так и в сельскохозяйственном направлении) переживают очень сложные времена.
В целом, состояние квази-монополии в системе движения мировой экономики приводит к отторжению отраслей, хозяйственных комплексов стран, не сумевших интегрироваться в Глобальную инфраструктуру. Тем самым страны- аутсайдеры остаются вне основного ускоряющегося технико-экономического прогресса. Ряд серьезных последствий имеет место.
В частности, привлекает внимание то, что государственная власть этих отстающих стран начинает форсировать ускорение прогресса. Однако зачастую эта политика не только не дает результата, но даже приносит вред, если нет правильного понимания смысла происходящих событий (пример эпоха М.С. Горбачева).
Второе последствие связано с тем, что Глобальная инфраструктура самим своим функционированием вовлекает все-таки в процесс движения, развития те отрасли и хозяйственные комплексы, которые представляют для нее интерес, в особенности если они могут поставлять сырье, дополнительные материалы или выполнять «подсобную» работу по изготовлению полуфабрикатов и т.д. Иными словами, они по существу «обслуживают» более сильных партнеров в иерархии Глобальной инфраструктуры.
Несомненно в этом варианте интеграция в Глобальную инфраструктуру открывает перспективы войти в процесс развития. Однако, если речь идет об отдельных, единичных (а так оно происходит на практике) отраслях, хозяйственных комплексах, предприятиях, то возникают очень серьезные проблемы для стран «облагодетельствованных» таким приобщением к Глобальной инфраструктуре.
Практически в этих странах из общего национального хозяйства, сложившегося в течение, как правило, длительного времени и консолидируемого внутренними взаимосвязями, вырываются те отрасли и комплексы, которые адаптируются Глобальной инфраструктурой. Хозяйство страны (регио- на)лишаются «уводимых» компонентов, которые работают на экспорт, а национальная экономика дестабилизируется и ослабляется (пример, страны которые стали «сборочными цехами», развитых государств, туристическими зонами и т.п.) Подобная угроза возникла и для России.
При этом надо понимать, что речь идет не только о выведении из страны производственных отраслей (которые фактически начинают работать на Глобальную инфраструктуру), но и переманивании кадров, капиталов и т.д.
Естественно задача усиления своей, национальной экономики становится все более актуальной.
- Коммуникационная проблема городов в эпоху глобализации
Ключевая роль городов в развитии коммуникаций, а как следствие и в экономико-социальном (более широко в цивилизационном) прогрессе, никогда не вызывала сомнений. Новым явился их стремительный рост с началом глобализации. Возникли многочисленные мегаполисы и агломерации, появилось новое понятие «мировые города».
Доминирующее положение городов в системах движения товаров, капиталов, информации, перемещениях людских масс превратилось фактически в монопольное. Это вызвало неоднозначные последствия.
С одной стороны лидирующее положение городов с их усилением ускорило технико-экономическое (и в целом общее) развитие.
С другой — это дало стимул более явному проявлению и тех негативных явлений, которые уже существовали ранее, и даже вызвало к жизни новые опасные тенденции.
Эти последние настолько радикальны, что заслужили весьма резкие характеристики. О городах стали упоминать как о «черных дырах», имея в виду экономические, демографические, социальные (и общецивилизационные) последствия их жизнедеятельности.
С экономической точки зрения города являются объектами создаваемыми и расширяемыми в течение очень длительного времени (столетий). По мере возможности в них осуществляются реконструкции, однако в целом они заметно отстают от темпов развития передовых технологий. Полностью заменить существующие городские образования новыми, более эффективными — нереально. Это потребовало бы вновь вложить колоссальные средства, которые явно не будут возвращены. Вместе с тем возведение новых городских поселений с транспортно-коммуникационными структурами потребовало бы достаточно длительного времени и по завершению новые города уже изначально оказались бы недостаточно эффективными, чтобы оправдать затраты по их созданию.
Как следствие центры, управляющие движением в мировой экономике, не поспевают за развитием этого движения (объемами, скоростями, уровнем необходимого контроля и т.д.). Отставание городов стало острой проблемой с началом глобализации и сопутствующим ему ускорением.
Неадекватность центров движения выражается в плохом менеджменте, гипертрофированном росте населения (как занятого общественно полезным трудом, так и откровенно паразитирующим), растратах и хищениях средств, созданию социального антогонизма.
Еще более фатальна современная роль городов как «черных демографических дыр», поскольку при этом приводятся в движение все новые массы людей, привлекаемые в города, тогда как в них самих (городах) разрывается связь поколений, нарушая передачу знаний, опыта от генерации к генерации.
Вопросы все более плохого, и ухудшающегося управления движением в мировой экономике уже отражены в предыдущих разделах настоящей записки.
К изложенному поэтому необходимо добавить воздействие городов на движение людских масс (современное «переселение народов» как оно часто именуется). Это важное явление в особенности усилилось и приобрело новые характеристики в нынешнюю эпоху глобализации.
Города, как центры движения, аккумулируют исторически материальные и духовные богатства (соответственно кадры людей), что привлекает новых жителей. В эпоху глобализации существенно облегчается передвижение (прогресс в средствах транспорта и коммуникаций), а также происходит значительное смягчение барьеров: либерализация иммиграционного законодательства, свобода валютного обмена, беспрепятственное перемещение капитала. Все это способствует ускоренному экономическому прогрессу, но и одновременно увеличивает многочисленные риски.
Демографическое воздействие городов с его экономическими и социальными последствиями в весьма радикальной форме может быть наглядно проиллюстрирован примером Москвы. Этот пример не выпадает из общемирового контекста. В самой Москве уже сконцентрировано более 10% населения всей страны. Миграционные потоки со всех регионов России, включая Кавказ, Дальний восток, а также страны Средней Азии устремляются в Москву, Московскую область, более широко — в центр Европейской части нашей страны. Масштабы настолько велики, что в «Московии» — историческом центре русского государства скапливается все большая часть населения за счет депопуляции остальной территории России, в особенности, азиатской (от Урала до Тихого океана). По расчетам специалистов через несколько десятилетий практически все русское население будет проживать в Центре. Уже сейчас возникают серьезные экономические, социальные и другие риски.
Перемещение рабочих кадров (не говоря уже о высококвалифицированных специалистах) создает трудности для восстановления промышленных отраслей на периферии, даже тогда, когда для этого возникают предпосылки (наличие природных богатств, низкая зарплата, неудовлетворенный спрос и т.д.).
Поскольку миграция из сельской местности в города давно уже превысила все разумные рамки, сейчас по официальным данным заброшены полностью до 1/3 всех деревень. В большинстве еще формально продолжающих свое существование сельских пунктов, как правило, живут люди не трудовых возрастов. Отсутствие рабочих кадров стало препятствием для возрождения деревни. Для выхода из создавшегося положения сейчас стали сдавать землю иммигрантам или приглашать для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ (американские ковбои приглашены для того, чтобы показать пример организации скотоводческого хозяйства и пр.).
В конечном итоге, роль городов, исторически возникших как центры, «пропульсаторы» (по профессиональной терминологии) движения, то есть иными словами развития и прогресса, в условиях глобализации меняется. Последствия их жизнедеятельности становятся неоднозначными. Возникает потребность в существенных корректировках.
Практические выводы
Россия — страна крайнего непрофессионализма в продолжении всей своей истории. Причем на всех своих уровнях, включая самый высший как в сфере экономики, так и общегосударственных решений. Результаты таких решений очевидны.
В качестве примеров можно сослаться на возведение гидроэнергетических сооружений на Волге, Чернобыльской АЭС и (к счастью) оставшийся в проекте план «поворота северных рек».
Неспособность принимать правильные решения выражается не только в катастрофических последствиях. Очень часто профессиональная неадекватность приводит к тому, что нужные решения не только не принимаются во время, но и не реализуются вообще.
Примером длительной нерешительности с решением важного вопроса явилась история с совместным предпринимательством. Во время работы во Внешторге (1949-1970 гг.) я много раз принимал участие в попытках получить разрешение на создание советско-иностранных совместных предприятий. Позднее, уже в начале 1980-х годов мной была подготовлена небольшая книга с практической целью — рекомендовать советским организациям использовать эту форму сотрудничества во внешнеэкономических связях. Моя инициатива была встречена с полным пониманием и оперативными работниками и государственными служащими.
Весьма благожелательно, осознавая актуальность темы, отнеслись к этому и в издательстве «Международные отношения» (Зав. ред. А.В.Бородаевский). Однако возникло неожиданное препятствие — потребовалось разрешение высшего партийного органа. Помогли работники правительственного аппарата (В.С.Кошентаевский). В конечном итоге дали не только разрешение, но даже звонили от М.А.Суслова с требованием издать сроч- но(правда, только под псевдонимом). Работа вышла быстро, но был уже 1982 год. Несмотря на то, что книжка была разослана по всем министерствам и ведомствам как рекомендация к действию, процесс распада страны уже начался, Союз вступил в горбачевскую эпоху.
В эпоху Брежнева возможно было еще проведение мер по более свободному развитию советского хозяйства (смягчению запретов на личную инициативу граждан, переход, хотя бы части предприятий, на реальный хозрасчет и т.д.) Однако, по большому счету ничего сделано не было. Не были приняты принципиальные решения по экономической и иной интеграции с «братскими»(!) странами Восточной Европы. Результатом этого «бегства» от реальных экономических и политических проблем явилось то, что к 1980-м годам советское хозяйство зашло в тупик, а «социалистическое содружество» развалилось в одночасье, как карточный домик.
В настоящее время ключ к преодолению экономических и социальных трудностей России находится в рамках кадровой политики. Реальные действия государства в этой области должны быть пересмотрены, поскольку они не улучшают, а ухудшают положение.
Развал образования, здравоохранения и науки, возрастная дискриминация специалистов, игнорирование интересов населения (трудящихся, пенсионеров и т.п.) недопустимы. Курс должен быть направлен на санацию положения.
Процесс глобализации поставил перед всеми странами новые сложные задачи. Для России это создало особые трудности, так как глобализация совпала по времени с ослаблением, а затем и распадом Советского Союза. Последовавшие профессионально безграмотные реформы еще более усугубили положение.
Для выхода из длительного «переходного периода» необходимо прежде всего оценить реальные ресурсы страны и сопоставить их со стоящими перед Россией наиболее важными задачами. В настоящее время наиболее дефицитным ресурсом являются кадры.
Именно нехватка, а то и отсутствие квалифицированных, честных, преданных своему делу специалистов жестко ограничивает возможности страны по проведению правильного социально-экономического курса.
Необходимо восстановить общее и специальное образование на основе организационной системы, сложившейся в России в течение длительного исторического периода. Большинство нововведений Фурсенко — Ливанова должны быть отменены, как явно негативные.
Выход из кризиса в сфере образования возможен только если к преподавательской и организационной работе будут привлечены остатки тех специалистов, которые сохранились от советского времени, подобно тому как первой половине прошлого столетия Советская система образования создавалась людьми, оставшимися «в наследство» от царской эпохи.
Для реализации этой задачи необходимо не только выделять достаточно финансовых средств (сопоставимых по масштабам с западными странами), но и, что не менее важно, обеспечить при должном профессиональном уровне обучения безусловную дисциплину и преподавателей и учащихся. Для этого потребуются жесткие меры во всей сфере образования.
Поскольку ключевой проблемой, ограничивающей развитие является кадровая, выход из положения возможен только при условии восстановления преемственности поколений. Остатки знающих, опытных кадров должны быть использованы для передачи своих знаний молодым. Речь идет не только об учебных заведениях. В рамках научных институтов, предприятий, корпораций следует восстановить процесс такого воспитания молодежи специалистами старших поколений.
Сейчас проводится прямо противоположный, вредный курс на «выдавливание» старших по возрасту людей с работы. Несмотря на словесные заверения, фактически существует возрастная дискриминация. Вред от такой политики налицо. Только при условии корректировки курса станет возможным решение трудных (и актуальных) задач.
Проблемы экономии средств, затрачиваемых на продвижение грузов по товарным путям, перемещение людей (пассажиропотоки), передачу информации, движение капиталов и т.п. до настоящего времени кардинально решаются очень слабо, а по большей части не решаются вообще.
В международном масштабе отсутствуют организации, которые могли бы взять на себя подобные задачи регулирования, а надежды на то, что конкуренция в условиях рыночной экономики может «стихийно» минимизировать затраты (в глобальных масштабах) совершенно несбыточны.
Определенные попытки с небольшими результатами делались в советский период в рамках сотрудничества стран-членов СЭВ, поскольку социалистические государства обладали реальной возможностью вмешиваться напрямую в хозяйственные процессы, в том числе в сфере транспорта, например.
Необходимо указать на то, что профильные министерства (МПС, Морфлот и др.) с входившими в их состав институтами занимались вопросами экономии средств, в том числе борясь со встречными и излишними перевозками и пр. Этими проблемами занимался и Госплан. Можно сослаться на весьма квалифицированные работы опытных специалистов-транспортников Д.К. Зотова, С.С. Ушакова, А.А. Митаишвили, В.А. Персианова, Л.А. Безрукова и др.
В нынешних условиях, в России задача борьбы за рационализацию системы перевозок в особенности обострилась, так как быстрый рост движения на транспортных путях (автомобильных, железнодорожных) сталкивается с их неудовлетворительным состоянием. Эти трудности усугубляются организационными проблемами. Реформы, проведенные в постсоветский период в транспортной сфере (ликвидация многих управленческих структур, ухудшение в системе подготовки кадров и т.д.) снизили качество работы персонала на всех уровнях от руководства Минтранса до летного состава, экипажа морских судов, водителей автотранспортных средств.
Практически, только государство может выправить положение, взять на себя реально, на деле функцию мониторинга в транспортно-коммуникационной сфере.
Конкретно государство должно пересмотреть общую схему перевозок в стране и постепенно переходить к сетевой схеме, всячески способствуя развитию межрегиональных и местных связей. Это можно делать, воздействуя на ситуацию тарифной и налоговой политикой. Грузо- и пассажиропотоки, когда это возможно должны направляться по прямым маршрутам, минуя Центр Европейской России. Государственное участие могло бы выражаться в строительстве дорог, мостов и других транспортных объектов с их предназначением на то, чтобы скорректировать общую (архаичную) транспортную схему, сделать ее более адекватной тенденциям развития грузо- и пассажиропотоков.
Особое внимание следует уделить транспортным коридорам Запад — Восток и Север — Юг.
Этим направлениям уже давно придается большое значение и даже кое- что делается. Однако не менее чем два десятилетия прошло с тех пор, как было объявлено о необходимости осуществления этих замыслов, но они все еще очень далеки от реализации. Известно даже, что автомобильная дорога Чита — Хабаровск до сих пор не завершена, а ее качество весьма резко критиковалось. Еще хуже обстоит дело с обустройством транспортного коридора Север — Юг. В долгосрочном отношении это очень перспективная идея, так как напрямую можно соединить (через Иран) регион Индийского океана и Северной Европы. Основной транзитной страной в этой схеме становится Россия со всеми вытекающими преимуществами.
Оба исторических проекта Запад — Восток и Север — Юг могут быть реализованы только, если Российское государство возьмет на себя инициативу и организацию соответствующих работ.
В рамках политики по пересмотру общей транспортно-коммуникационной схемы России целесообразно создать новый крупный узел грузопотоков, который бы лучше соответствовал современной территории страны. Речь идет прежде всего о том, чтобы новый центр движения органично объединял уменьшившуюся европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком
Изменившаяся общая географическая конфигурация по новому ставит вопросы организации движения и, как следствие генеральной транспортнокоммуникационной схемы России.
Практические меры по приданию российской экономике больше конкурентоспособности, когда в целом в мире быстро выстраиваются квази- монопольные логистические цепочки закрытые для внешней конкуренции, весьма широки по спектру их разнообразия и требуют высокого профессионализма.
Для того, чтобы вести «на равных» конкурентную борьбу с соперниками российские компании, производящие промышленную продукцию и готовые продукты питания, должны быть хорошо и глубоко интегрированы со своими смежниками и функции продвижения (сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) равно как информационно-коммуникационная работа должны быть четко организованы. Хороших результатов можно ожидать, если российские компании смогут предлагать не только сопоставимую по качеству и цене полностью готовую продукцию, но и гарантировать ее поставку покупателю (желательно конечному) в необходимые сроки по местонахождения потребителя.
В российских условиях достигнуть таких результатов можно, если в предпринимательскую сферу будет внедрена инициатива и инструктаж силами государственных органов и/или союзов промышленников и предпринимателей. Для этого, однако, таким союзам (самим) необходимо усилить свою позитивную роль в решении практических, производственных вопросов.
Учитывая опыт зарубежных стран можно сделать вывод, что в создании логистических цепочек производства колоссальную роль играют транспортноэкспедиторские компании. Именно они способствуют объединению отдельных звеньев продвижения промышленной продукции от начальной стадии производства до ее окончания и передачи товара потребителю в единый хорошо организованный процесс с использованием высоких коммуникационных технологий. Именно такую практику работы следует внедрять более широко и энергично, нежели это делается в настоящее время.
Противоречия и риски, возникающие в результате деятельности городов — этих центров движения грузов, информации, капиталов и массового передвижения людей, не должны игнорироваться. Негативные стороны процесса урбанизации носят общемировой характер, однако, в России они в силу ряда причин, в том числе исторических, приобрели особо острую, вредную форму.
Парадоксальность ситуации, которая обязательно должна быть исправлена, весьма наглядно проявляет себя на примере Москвы. Крупнейший транспортно-коммуникационный центр не только в рамках страны, но и в международном масштабе, не способен организовать удовлетворительное движение у себя, внутри самого города.
Конкретные рекомендации по налаживанию внутригородских транспортных функций неоднократно дают известные специалисты — транспортники (Михаил Блинкин и др.), однако пока безрезультатно. Причина того, что положение не выправляется, заключается не только в неэффективности московских городских властей, но и общей ситуации, которая создается не контролируемым процессом стихийной урбанизации.
Целый ряд мер напрашивается для корректировки тех тенденций, которые вызывают серьезные диспропорции в хозяйстве страны, порождает нежелательные миграционные потоки и дестабилизирует социальную обстановку.
Во-первых, следует создать более привлекательный инвестиционный климат на селе, в провинции вообще.
Во-вторых, более критично отнестись к «окупаемости» городов, особенно наиболее крупных. Пересмотреть чрезмерные экономически неоправданные потоки капиталов, часто искусственно направляемые на расширение городов. Условно говоря «хозрасчетный» принцип должен применяться к оценке функционирования крупного города с соответствующими выводами.
В-третьих, осознать, что остановить стихийные передвижения мигрантов (например из Средней Азии и Кавказа) можно лишь в результате эффективной политики по локализации населения в этих районах. Только создание самодостаточного хозяйства с адекватными социальными структурами сможет закрепить людей на местах их исторического проживания и сделать для них больше ненужной массовую эмиграцию (равнозначную бегству).
Таковы общие практические выводы по трем основным актуальным проблемам, связанным с функционированием Глобальной инфраструктуры.