Рецензия на книгу «Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства.» Москва, “Наука”, 1999, 272 с.
Коллектив специалистов ИМЭМО РАН подготовил очень содержательную монографию на нужную и своевременную тему.
В России (наконец-то) после длительных поисков путей ускорения, затем перестройки, радикальных “шоковых” реформ всерьез задумались об основных принципах, на которых следует строить социально-экономическую политику страны. Центральным в настоящее время стал вопрос о роли государства. После крайне критического, даже враждебного отношения к государству (“чем его меньше, тем лучше”), почти полного отрицания социальных обязанностей последнего (“государство — не богадельня”) настроения политической элиты стали меняться в обратном направлении.
Рецензируемая книга (под редакцией д.э.н. Мар- цинкевича В.И.) тем полнее отвечает этим новым настроениям, что является результатом и примером объективности исследования, не зависимого от перемен политической конъюнктуры.
Во введении ученые излагают свое понимание главных ориентиров и задач развития крупнейшей страны, все шире опирающегося на концепцию социально-экономической эффективности, детально и всесторонне проанализирована роль государства. Они стремятся конкретно ответить, как, при помощи каких форм и методов государство в США успешно регулирует социально-экономическое развитие сверхдержавы в либерально-рыночных условиях.
Правда, уточнение авторами конкретной тематики оставляет ряд неясных вопросов. Так, например, на с. 29 справедливо отмечается, что “сфера преимущественного регулирования” охватывает, среди прочих, кредитно-финансовые отношения. Однако напрасно искать раздел, посвященный анализу успешной политики США в столь важной и тонкой сфере. Между тем вдумчивое исследование этой темы было бы весьма интересно для отечественного читателя. Парадоксально, но у нас в России до сих пор не смолкает хор голосов, оправдывающих дефолт 1998 г. под тем предлогом, что резкое падение курса рубля в 4 раза стимулировало экспорт. То, что одновременно был “обвально” дискредитирован рубль, разорены миллионы частных вкладчиков, представителей среднего класса и т.д., считается второстепенным.
Второе важное направление исследования, которому “не повезло”, — иммиграционная тематика. Значение иммиграционной политики признается, хотя и по-своему. Так, в главе “Государство и рынок труда” читаем: “Привлечение рабочей силы из-за рубежа позволяет сократить затраты на образование, на финансирование других издержек воспроизводства человеческого капитала”. Буквально напрашивается вопрос: “И только?” Впрочем, отрадно, что “рабочая сила”, например Альберта Эйнштейна или Игоря Сикорского, позволила сократить “затраты на финансирование издержек”. Спасибо им хоть за это. Указанные пробелы, тем не менее, не компрометируют общую схему и содержание книги в целом.
Логика работы естественно нашла свое отражение в ее структуре. После краткого анализа места США в современном мире (глава I) внимание переносится на роль государственной сферы и государственности в общественной системе. Для того, чтобы раскрыть смысл, назначение конкретных организационных форм и правовых основ американского государства, особенности его функционирования, авторы описывают процесс исторического становления государственности. Далее они переходят к теме, которая вполне справедливо считается главной (по современной шкале ценностей) в деятельности государства, а именно — к социальной политике. Действительно, опыт многих стран (не только России) показал, что ошибочно делать ставку лишь на экономическую эффективность, отделяя ее от социальной. Противопоставлять же их друг другу вообще нелепо. Казалось бы, эта истина давно признана и верна как на уровне предприятий (вспомним известных русских заводчиков Прохоровых и других). Однако наша печальная практика на рубеже тысячелетий свидетельствует, что в общегосударственном масштабе гуманное и просвещенное правление остается только мечтой.
Именно поэтому данный раздел монографии приобретает принципиальную значимость. Он даже структурно ставит в центр исследования человека, “человеческий капитал” (малоэстетичное, но, увы, общепринятое выражение).
Однако, поскольку обеспечить достойное существование человека, общества, страны можно лишь при условии успешного функционирования экономики, авторы в соответствии с принятой ими структурой монографии последовательно рассматривают роль американского государства в ряде важнейших сфер деятельности — антимонопольной, инновационной, экологической и др.
Естественно, что, выбрав столь важную тематику, ученые ИМЭМО остаются в целом в ее рамках, что абсолютно правильно: данная монография открывает целую серию уже обещанных изданий на другие столь же острые темы. И все же российский читатель не сможет удержаться от грустных сопоставлений — виртуальное присутствие при этом российской действительности, нашей истории неминуемо.
С учетом сказанного, комментарии напрашиваются не только к тем или иным содержательным моментам работы, но и к соотношению ее с контекстом отечественных реалий, в русле которых она, несомненно, будет востребована.
В этой связи, правда, неизбежны некоторые “коварные” вопросы. Действительно ли правы те, кто выдвигал в свое время тезис о сходстве между США и Россией? В конце концов подобные утверждения уже набили оскомину. Авторы книги, правда, ставят вопрос более деликатно. Но и они (с. 267) упоминают не только о сходстве “природно-демографических масштабов” двух стран, но и, что более удивительно, ссылаются на глобальное соперничество двух сверхдержав во второй половине XX столетия как на доказательство того, что между ними много общего.
Правда, эти рассуждения преследуют благую цель. Они призваны подчеркнуть значение опыта США для нашей страны и, соответственно, актуальное значение данной работы. Но исследование не нуждается в таких дополнительных обоснованиях-оправданиях, своевременность его тематики не вызывает сомнений. Кстати, внимательное прочтение монографии также способствует тому, чтобы оценить по-новому все то, что делает именно непохожими американцев и россиян. Впрочем, об этой “непохожести” позднее.
Вначале же необходимо воспользоваться трудом ученых, входящих в авторский коллектив, чтобы лучше понять саму сущность государственной системы США, сложную механику регулирования социальных и экономических процессов в стране, претендующей на создание монополярного мира и неоспоримое глобальное лидерство. При этом многое может проясниться по мере ознакомления с результатами исторического анализа формирования государственности в США.
В главе II (Е.В. Яровая) детально прослеживается, как постепенно в процессе долгого исторического развития американского общества государство становилось центром национального регулирования. Особенностью формирования государства в США явилось то, что оно создавалось как демократический институт, эффективно управляющий страной с опорой на достаточно свободное развитие штатов и одновременно оставляющий в своих руках ключевые функции регулирования (с. 56). Во многом это стало возможным благодаря тому, что в зарождении государственности принимали решающее участие наиболее просвещенные представители национальной элиты (вошедшие в мировую историю демократически мыслящие, опытные и ответственные лидеры — Б. Франклин, Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон и многие другие). Из 55 отцов-основателей США почти половина получила самые престижные “вузовские” дипломы в Англии. В целом первые президенты были высокообразованными людьми.
Весьма положительную роль в формировании общественной системы сыграло и то важное обстоятельство, что страна на всем протяжении своей истории с момента завоевания независимости — более двух столетий — не знала ни монархии, ни тоталитарного правления.
В течение длительного периода складывалась экономическая ориентация регулирующей роли американского государства. Впоследствии, с первой трети XX в., на первый план выходит социальная ориентация, которая стала преобладать в рамках общей социально-экономической детерминации. Исследование даже выделяет два этапа в истории США (с. 97): первый, в основном “экономический”, и второй, с первой трети XX в. — по преимуществу “социальный”.
В этой связи весьма интересна тема социальной политики американского государства. В значительной степени она является центральной, если исходить из основного вектора монографии — социальной детерминации современного этапа развития Соединенных Штатов. Глава III (А.А. Шлихтер) сосредоточивает внимание на функциях социальной политики, системах социального страхования и вспомоществования. Раскрываются основные механизмы реализации трансфертов и распределения социальной нагрузки между различными уровнями госуправления. Совершенно справедливо подчеркиваются исключительные масштабы социальной деятельности американского государства. С 1970 по 1995 гг. бюджетные затраты США на финансирование социальных программ увеличились со 145 млрд, до 1.4 трлн. долл.
Государство, собирая налоги и взвешенно распределяя доходы через бюджет, обеспечивает общественные блага в дополнение к частным. Весьма важны поддержка и стимулирование им сбережений населения. При этом обеспечивается страхование всех вкладов менее 100 тыс. долл, на полную сумму, а более крупных — на ее часть. Очень хочется добавить: “Нам бы так, и не сейчас, а с января 1992 г.” Глядишь, и доверие населения к власти было бы другим, и проблем со сбережения- ми-накоплением-инвестициями оказалось намного меньше. В результате реформы в России в целом шли бы успешнее.
Впрочем, вернемся в Соединенные Штаты. Там, как отмечается в монографии, “один из главных компонентов регулирования состоит в том, что государство выступает в роли инструмента перераспределения части национального дохода в пользу малообеспеченных категорий населения” (с. 103). Иными словами, государство берет у богатых, чтобы помочь бедным. Это — в США, да и других наиболее развитых странах рыночной экономики. А у нас? “Родные” аморал-реформа- торы сразу авторитетно предупредили массы, что роль государства должна сводиться лишь к установлению неких “правил игры”.
Можно ли после подобных примеров “полного несовпадения” еще утверждать, что циничные со- циал-дарвинисты действительно переносили на нашу почву американский опыт? Между тем, этот опыт весьма поучителен и впечатляющ. Так, в классической стране здраволиберального капитализма из домашних хозяйств, возглавляемых лицами в возрасте 65 лет и старше, 93% получают пенсии по линии государственного социального страхования. В монографии, к сожалению, не приводятся даже примерные размеры таких пособий, видимо, чтобы не травмировать лишний раз российских читателей.
С другой стороны, вполне уместно, что в этой главе уделено внимание Общей федеральной программе — ОФП (с. 109), которая в США охватывает более 90% наемных работников. Расходы на ее реализацию из года в год увеличиваются, что влечет за собой рост специфического налога на социальное страхование. При этом выплаты по ОФП индексируются, значит, “американские пенсионеры не беспокоятся, что инфляция уменьшит покупательную способность получаемых ими пенсий” (с. 110). Комментарии, как говорится, излишни.
Система государственной помощи беднякам в США насчитывает 59 программ вспомоществования. Основные их компоненты рассматриваются в книге. Дается также типология государственной социальной помощи, не безынтересен краткий взгляд (с. 127-128) на историю социальной политики США с точки зрения “распределения ролей” между различными уровнями власти.
В выводах этой важнейшей главы содержится предупреждение, “что всякие попытки автоматического перенесения американского опыта государственного регулирования социальной сферы в условия России — вещь малопродуктивная, а порой и просто вредная” (с. 136). О, святая простота! Ни об “автоматическом”, ни о любом ином фактическом заимствовании американского опыта в социальной сфере России беспокоиться пока нет причин. Наши “околочикагские” реформаторы всегда твердо выступали против (как они брезгливо выражаются) “популистских” решений. Им, несомненно, принадлежит незавидная “пальма первенства” по принятию “непопулярных”, “жестких” решений. (Вспомним хотя бы “сюрпризное” правительство Кириенко, с его изощренной режиссурой якобы “внезапной” августовской валютно-финансовой катастрофы 1998 г., обездолившей, ввергнувшей в бедность многие миллионы россиян, прежде всего средний класс). “Секвестр бюджета”, то есть сокращение расходов по уже принятым статьям, в том числе социальным, — любимое упражнение наших демократов. Увы, мало, очень мало общего с социальной политикой демократической партии США можно найти у российских реформаторов.
В целом же, обобщая заокеанский опыт, надо признать, что успешная социальная политика стала там возможной, среди прочего, и благодаря поддержанию цивилизованных условий на рынке. Последнее же требует наличия свободной конкуренции. Вполне логичен вопрос борьбы с монополизацией рынка.
Глава IV (В.В. Качалин) исследует структуру развитой системы антимонопольной защиты общества. Эта тематика имеет колоссальное значение для России и других стран СНГ, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике. Весьма удачно, что американская антимонопольная система, условно подразделенная на два больших блока — государственно-правовой механизм и поведение граждан (как носителей определенной ментальности и навыков), показана в историческом ракурсе. Охватывается более чем столетний период от конца XIX в. до наших дней. При этом приводится очень наглядная хронологическая таблица, сопоставляющая поэтапно эволюцию конкретных исторических условий, научной критики и, наконец, развертывания антитрестовского регулирования. Еще одна таблица демонстрирует более подробно содержание основных антитрестовских законов. В целом, читатель получит представление о хронол’огии событий, начиная от известного Акта Шермана 1890 г. до громкого дела по “Microsoft”.
При всем том, справедливо подчеркнуто (с. 145), что ключевым элементом системы антимонопольной защиты общества является “закон как таковой” и, в особенности, что “выполнение закона само по себе обязательно”. Намек для нас, россиян, более чем важный. Без сомнения, интересны суждения, сопровождаемые фактологией (с. 166), которые относятся к эволюции правосознания в США и его роли в защите общества от монополий, отрицательных последствий процессов монополизации, например монополистического ценообразования. Отнюдь не лишним воспринимается напоминание, что антимонопольное регулирование включает проверку бухгалтерской отчетности фирм. Фальсификация или предоставление неверных данных жестко карается. За такие нарушения закона наказываются как организации, так и частные лица в индивидуальном порядке. Впрочем, исследование не обходит молчанием и недостатки в антимонопольной практике государства (с. 170-171).
В главе V монографии анализируется система финансового учета США. Подчеркивается, что этот учет представляет собой “важнейший элемент” нематериальной инфраструктуры рыночной экономики (с. 174). Финансовая информация должна объективно отражать состояние хозяйственных субъектов и заключаемых ими многих миллиардов сделок. Американское государство активно обеспечивает единообразие, стандартизацию финансовой информации и, что очень важно, в интересах всего общества добивается достоверности, упорядочения представления такой информации. Тем самым государство способствует привнесению порядка в комплекс хозяйственных отношений. Излишне, наверное, указывать, что это связано с защитой национальных стратегических интересов, экономической безопасностью.
Естественно также, что американское государство выступает в нескольких ипостасях, в том числе гаранта и контролера, обеспечивая общенациональные интересы в столь деликатной сфере. Практический интерес представляет раскрытие автором (В.В. Качалин) механизма установления стандартов финансового учета, сохранения эффективности финансового учета, его “работоспособности”. Интересно, что при этом поддерживается баланс между ролью государства (в лице, например, Комиссии по ценным бумагам) и профессиональным сообществом (в лице Американского института дипломированных общественных бухгалтеров). Это весьма немаловажное обстоятельство, непосредственно отражающееся на результатах совместной работы.
В соответствии с общей идеологией исследования, исходящей (совершенно правильно, на мой взгляд) из приоритета социальных проблем, решается в монографии и тема рынка труда (Г.К. Никольская). В США этот рынок характеризуется особенно четкой и детальной регламентацией. Что же касается других особенностей, то они очевидны — например самые высокие темпы обновления занятых в несельскохозяйственном секторе. Ежегодно сокращается более 10% всех рабочих мест. Интересно, что при этом резкого роста числа безработных не происходит, так как параллельно возникают новые вакансии, из которых 2/3 предлагают малые предприятия (с. 183). В 1992-1996 гг., например, в США было создано 11 млн. рабочих мест, в основном, естественно, в частном секторе (до 90%).
Свободное действие рыночных механизмов обеспечивает гибкость и мобильность американского рынка труда, включая пространственную мобильность самих работников. В итоге все это приводит к высокой эффективности использования трудовых ресурсов. Однако возможности рыночных механизмов имеют и определенные границы, что становится особенно заметно в периоды кризисов.
Опыт администрации Ф. Рузвельта еще во время Великой депрессии 30-х годов стал давно позитивной классикой. Монография, тем не менее, весьма уместно напоминает нам, что первые шаги государства в США имели целью воздействие на сферу потребления. Суть мероприятий заключалась в том, чтобы путем увеличения индивидуального потребления вывести из кризиса сферу производства. За истекшие десятилетия набор средств государственного воздействия на рынок труда в США становился все более дифференцированным. Совершенствуются и методы работы, адаптируемые к меняющейся обстановке. Появились, впрочем, и новые проблемы. Закон о реформе социальной политики 1996 г. во многом порожден необходимостью искоренения “социального иждивенчества”. Разумеется, это всего лишь одна из задач сегодняшнего дня в Америке. Автор конкретно анализирует и многие другие, подводя к полезным выводам из богатейшего заокеанского опыта.
Естественно, за всеми успехами Соединенных Штатов в социальной сфере стоят, прежде всего, достижения экономические. В свою очередь, динамичное развитие американского народного хозяйства осуществляется благодаря постоянному кропотливому созиданию соответствующих научно-технических предпосылок. Господствует мнение, что главным содержанием экономического роста в будущие десятилетия станут всесторонние инновации, опирающиеся на плоды НТР и продуманную социальную политику (с. 11).
Сфера научных исследований, разработок (НИОКР) и их оперативного освоения — важнейший объект воздействия американского государства. Соответственно, монография посвящает специальную главу (VII) научно-технологической политике США, делая упор на новых тенденциях. Автор (Е.А. Лебедева) рассматривает ключевые вопросы, а именно — методы, “технику” определения приоритетов и финансового регулирования, а также развитие хозяйственного механизма инноваций. Выбор приоритетов научно-технического развития опирается на прогнозные оценки самого широкого профиля — экономические, политические, социальные и т.д. Эти приоритеты формулируются в США чаще всего как стратегические правительственные инициативы (с. 196). Так, в министерстве обороны были одобрены в 90-х годах фундаментальные технологические направления, определенные как “критически важные” для этой страны в XXI в. Среди них микроэлектронные схемы, искусственный интеллект и робототехника, биотехнология и т.д.
Показатель значимости науки и технологии в системе государственного регулирования экономики — переход к соответствующей единой общенациональной стратегии. В 1993 г. был создан Национальный совет по науке и технологии, возглавляемый президентом США, который формулирует общенациональные цели (первой из них значится, что весьма показательно, “здоровое и образованное общество”), разрабатывает саму стратегию, консолидирует работу целого ряда межведомственных комиссий и других организаций.
В комплексе всей этой масштабной работы в США главным фактором повышения эффективности НИОКР является совершенствование финансовых стимулов. Кроме средств бюджетной политики (в 1995 г. доля НИОКР составляла 5% всей расходной части), активно используется механизм налоговых льгот. Например, применяется так называемый “налоговый кредит” — налоговая скидка по затратам на НИОКР, которая сокращает налог с прибыли на 20-25% от суммы увеличения расходов на НИОКР за предшествующий трехлетний период.
Понятно, что, при всей важности государственных усилий в США по стимулированию научно-технического прогресса, они были бы малоэффективны без общей политики американского государства в частном производственном секторе. Иными словами, если воспользоваться хорошо знакомым нам в России лексиконом, речь идет о реальном секторе экономики, находящимся в частных руках. Автор главы VIII (В.Н. Демьяненко) очень добросовестно анализирует вначале промышленную, затем аграрную и, наконец, отдельно продовольственную политику, проводимую администрацией.
Промышленная политика США отличается тем, что усилия концентрируются прежде всего на стимулировании опережающего развития новых и новейших отраслей (электроника, биотехнология, освоение космоса и океана). Материальная основа при этом обеспечивается постоянным укреплением научно-технической базы, совершенствованием подготовки и использования научных и технических кадров. Последние специально ориентируются на ускоренное создание и внедрение нововведений во все сферы хозяйства (с. 215).
Выполнение столь масштабных задач осуществляется с помощью бюджетной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, отлаженной федеральной контрактной системы, а также мер административного контроля. О возможностях американского государства в этом отношении свидетельствует, например, то, что федеральный бюджет аккумулирует в среднем ежегодно порядка 1/3 объема ВВП (приближающегося теперь к 9 трлн. долл, в год). Государству в США (по данным начала 90-х годов) принадлежит примерно 1/4 общей стоимости основных фондов народного хозяйства, а в суммарном объеме ежегодных валовых инвестиций, включая жилищное строительство, его доля составляет 17-20%.
В монографии исследуются основные инструменты, при помощи которых американское государство решает задачи своей политики в частном производственном секторе. Это и известная специалистам ФКС (Федеральная контрактная система), и комплексные государственные программы, и госрегулирование амортизации основного капитала. Тщательно анализируется государственная продовольственная стратегия. Итоговый вывод по данной теме очень емкий: основной целью этой политики “становится не столько защита от рынка, сколько защита самого рынка и его интегрирование в систему общенациональных и общемировых интересов” (с. 243).
Завершающая работу глава IX (Н.Н. Пусенко- ва, Л.И. Западинская) посвящена острой, новейшей и во многих случаях конфликтной (на практике) теме государственного регулирования в области экологии. Здесь удачно прослеживается формирование федеральной системы охраны окружающей среды, раскрывается сложное взаимодействие государства и бизнеса в вопросах охраны окружающей среды. Специальное внимание уделено новым методам экологической политики. Авторы в своих выводах подчеркивают, что США переходят от конкретных задач снижения уровня загрязнения атмосферы и водоемов к решению проблем ресурсосбережения, комплексного использования первичного и вторичного сырья и далее (что очень важно) к идее консервации природных ресурсов.
Резюмируем: многоплановое коллективное исследование, подготовленное в ИМЭМО РАН, полезно не только обширным массивом фактологической информации, которая может пополнить познания широкого круга просто интересующихся читателей и специалистов, а также стать “зарядом” тех выводов, которые напрашиваются при изучении работы. Эти выводы двоякого рода: одни имеют вполне адресное практическое применение, другие — более общие — располагают к дискуссиям. Если, например, изучение конкретных программ социального страхования и механизмов трансфертов может помочь решению практических задач социального обеспечения в России, то грамотное изложение всей социально-экономической темы в целом ставит под вопрос многие сложившиеся неверные стереотипы. Так, например, общеизвестно укоренившееся мнение, что реформы 90-х годов оказались неудачны, так как были попыткой механически перенести на нашу российскую почву американский опыт.
Между тем, внимательное ознакомление с монографией в очередной раз развеивает набивший оскомину миф о сходстве базисных условий в США и РФ. Масштабность территорий и численности населения отличает не только Америку и нашу державу, но и такие разные страны, как, например, Китай, Индию, Бразилию. Изначальные географические и геополитические условия США и России весьма различны. Еще более контрастно, нежели в пространственном отношении, сравнение во временном (темпоральном) аспекте. Вся история двух, еще недавно соперничавших держав, — социальная, экономическая, а как следствие, и политическая, демонстрирует два разных пути развития.
Во-вторых, залихватские реформы Гайдара- Чубайса весьма далеки от американского “образца”, хотя бы из-за легкомысленно циничного пренебрежения к социальным проблемам. То ли “гарвардские” учителя оказались не на высоте, то ли горе-ученики не смогли (не захотели) правильно осмыслить американский опыт. Будем надеяться, что теперь, после ознакомления с монографией ИМЭМО РАН, политика очередной генерации российских реформаторов станет более разумной и удачной. При этом необходимо учитывать реальную, а не воображаемую конкретику России, поглубже изучить истинный смысл социально-экономической политики США и, опять же, реальную, то есть существенную, роль государства в жизни этой высокоразвитой страны и ее граждан.
Авторов же книги хочется искренне поздравить с добротным и очень актуальным научным исследованием.
И.М. Могилевкин