© 1999 г.
Еще недавно само понятие “человеческий фактор” заключали в кавычки, подчеркивая тем самым, что человека, человеческое общество нельзя отождествлять с другими факторами, рассматривать наравне с ними. Роль Человека априорно воспринималась как основная, центральная, определяющая развитие общественной системы. Генезис этого подхода, впрочем, — не столько научного, сколько мифологического характера. Между тем немногие вопросы вызывают такое количество полярных, противоречивых суждений, как вопрос о самом человеке.
К началу нынешнего столетия уважение к человеческой личности, вера в ее безграничные возможности получили широкое признание. Знаменитое горьковское: “Человек — это звучит гордо!» выражает мнение многих.
Однако реальность, прежде всего две мировые войны, массовые репрессии и ряд других событий столетия обнажили наихудшие человеческие пороки и слабости. В середине века известный французский писатель Робер Мерль на вопрос, что он считает самым важным явлением нынешнего времени, ответил: “Исчезновение человека!», имея в виду потерю людьми их лучших, «человеческих” качеств. Тем не менее общественные науки по вполне понятным соображениям продолжают трактовать человека с максимальным пиететом.
Исследование человеческого фактора в рамках метастратегии неизбежно предполагает соотнесение его с базисными понятиями пространства и времени. Сам смысл темы диктует следующие вопросы:
— каковы характер и степень воздействия на человека пространства и времени, формирующих его как субъекта общественных отношений;
— насколько свободен человек в принятии своих решений и, следовательно, каковы реальные возможности его воздействия на пространственно-временные факторы.
Постановка этих вопросов выявляет специфику новых подходов. Задача локализации “человеческого фактора” предполагает отказ от априорного признания того, что человек занимает центральное место в изучаемой системе отношений. Ответы может дать лишь исследование взаимосвязей человека с пространством и временем. При этом в соответствии с самим смыслом мета- стратегической концепции отношения человека и пространства рассматриваются в единстве с временным фактором. Даже в тех случаях, когда это единство по тем или иным причинам не декларируется или не служит предметом обсуждения, оно непременно имеется в виду.
Обычно вопрос о влиянии пространства на человека в его традиционной постановке исходит из существования человека в пространстве как в природной сфере обитания, “окружающей среде”. При этом на первый план выдвигаются экологические аспекты. Очевидно, этого подхода полностью не избежать, учитывая многогранность темы. Тем не менее необходимо иметь в виду, что сам человек является частью пространства, в котором он существует. Поэтому общепринятое суждение о влиянии окружающего пространства на человека условно. По-видимому, отнюдь не менее правомерно ставить вопрос о том, насколько та часть пространства, которая “является человеком”, органично связана, слита с окружающим его внешним пространством — местностью, регионом, страной, континентом. Проблема тождества и различий между человеком (а следовательно, человеческим коллективом, обществом), то есть “внутренним пространством”, и “внешним пространством”, является в этой теме центральной.
При этом в каждом случае возникает необходимость выбрать масштаб, а практически — размеры внешнего пространства. Обычно в политике оно ограничено рубежами страны. Однако в зависимости от конкретных задач исследования пределами ограничения могут стать: этнический ареал (например, Чечня, Северная Ирландия и т.п.), природно-географические условия (Арктика, тропическая зона и т.д.) и пр.
Вместе с тем апоиопно гтпр.лпт1ягярт(’а г»™*»,-,.» изначальное влияние пространства на человека, поскольку человек появился после пространства, развивался в нем, вместе с ним, приобретая определенные качества, закрепляя их в наследственности под воздействием уже существующего пространства. Учитывая, что человек может рассматриваться как крохотная часть того колоссального пространства, в котором он существует, первоначальная гегемония пространства очевидна. Однако в дальнейшем человек, уже испытавший воздействие пространства, сам всей своей деятельностью влияет на окружающий мир.
Рассмотрим упрощенную схему взаимодействия человека и пространства: пространство с его общими и конкретными условиями, количественной и качественной характеристикой — природно-географические условия — предпосылки социального развития — основные стереотипы мышления — поведенческие последствия — воздействие на себя самого и на окружающий мир, то есть в конечном итоге на пространство и время.
Общая логика схемы позволяет раскрыть как возможности, так и пределы целенаправленного влияния человека на базисные факторы своего общественного существования. Понятно, что это необходимо для чисто практических выводов.
I
Исследования, проводимые в рамках таких проблем, как “Человек и географическая среда”, “Человек и природа” и другие давно уже признали влияние природно-географических факторов на человека. Метастратегия учитывает имеющиеся наработки, однако не ограничивается традиционным подходом. Новым, в частности, является то, что исходными выступают весьма широкие понятия пространства и времени, и, следовательно, исследование выходит за пределы традиционных вопросов.
Тема влияния пространства на человека, общество, конкретные народы охватывает весьма широкий круг вопросов. Речь идет о национальном, культурном, в том числе языковом, информационном пространстве. При таком подходе возникают большие возможности для познания тех конкретных вариантов зависимости от пространственных факторов, которые предопределяют основные направления развития того или иного человеческого сообщества, этноса. Иными словами, становится возможным раскрыть логику формирования “рамочных условий”, в которых проходит этот процесс.
Одним из очевидных вопросов, возникающих в этой связи, является размер национального пространства, занимаемого тем или иным этносом. Масштабы пространства во многом определяют политическую, экономическую, общекультурную судьбу соответствующих народов и государств. Пример России, который вполне укладывается в рамки общемирового опыта, весьма показателен.
Колоссальные размеры пространства, объединенного в одно государство, предоставляли огромные хозяйственные возможности, определив вместе с тем сложные, неоднозначные последствия. В оборонном отношении громадные территории позволяли россиянам изматывать врага, разрушать его коммуникации, наносить удары по его базам и т.д. В целом неприятель, решившийся на вторжение в Россию, был как бы обречен “раствориться” на ее просторах. Само пространство вместе с климатом выступало активным союзником России в защите от врагов. Комплекс этих факторов способствовал формированию психологической атмосферы независимости, самобытности, “особости” как идейных принципов. Убеждение в необходимости “особого пути” возникло не на пустом месте. Нет сомнения, что многовековая панорама показывает, как масштабы пространства влияют, а зачастую и определяют общие направления развития целых народов.
Вместе с тем эти же пространства в складывающихся общих рамках развития воздействовали на формирование российской государственности, социальных условий, то есть на общую судьбу народов страны, порождая подчас весьма тяжелые обязательства.
Громадные, резко различные в природном отношении территории чрезвычайно усложняли управление страной. Достаточно напомнить, что несколько веков назад для доставки на окраины России важнейших указаний из столицы требовались месяцы. Отдаленность, даже определенная оторванность российских провинций (а это большая часть страны) была причиной слабой управляемости обширнейших территорий, их “непослушания”, тенденции к сепаратизму.
Стремясь преодолеть этот не устраненный до поры до времени порок, центральные власти ужесточают свои требования, вводят суровые законы. В свою очередь, “провинция”, иными словами, большинство населения, прибегает к основному доступному для него средству — уклонению от исполнения законов. Возникает ситуация, метко сформулированная Салтыковым-Щедриным, при которой народ смягчает чрезвычайную строгость законов их неисполнением. В результате правовой нигилизм становится явлением, характерным для отечественного менталитета и накладывает отпечаток практически на все стороны российской жизни.
Важнейшими последствиями громадности государственного пространства для судеб народов, населяющих Россию, являются логистические условия. Известно, что чем больше расстояния, на которые приходится перевозить грузы и пассажиров, тем выше транспортные расходы. Страна с такой огромной территорией, как Россия, с этой точки зрения оказывается в невыгодном положении. Затраты на транспортировку не только готовых изделий, но и сырья, топлива, материалов на большие расстояния повышают себестоимость продукции.
Это объективное обстоятельство, которое является как бы “платой за пространство”, хорошо известно, например, в российской внешней торговле, поскольку оно отрицательно влияет на ценовую конкурентоспособность отечественных экспортеров. Во внутрихозяйственных отношениях эти дополнительные затраты скрыты из-за специфических условий рынка (раньше социалистического, теперь деформированного рынка постсоветской России).
Острота этой проблемы требует вмешательства государства не только узко в сферу транспорта, но и более широко — в экономику, а это становится дополнительным мощным стимулом для того, чтобы роль государства в “организации пространства”, создании соответствующей инфраструктуры воспринималась как жизненно важная. Поколения людей вырастают в убеждении (вполне обоснованном), что значение государства неоспоримо, кроме прочего, еще и потому, что именно оно и только оно способно организовать пространство, то есть сделать его пригодным для сносной жизни. В психологических стереотипах россиян государство закрепляется как активный посредник между людьми и пространством.
Если в вопросах обороны государство естественно выступает как защитник Родины (родного пространства), а еще раньше как “собиратель за- мель”, то есть сила, собственно формирующая, создающая страну (национальное пространство), то в дальнейшем на первый план выдвигается роль государства как посредника между людьми и пространством. Пример из области динамического использования пространства (транспорт и логистика) — лишь один из наиболее наглядных.
Понятно, что любая страна сталкивается и с проблемами “платы за пространство”, и с необходимостью организации пространства. Однако Россия как крупнейшая держава в истории вынуждена решать особенно сложные вопросы, и в этом смысле ее проблемы зачастую ближе к общемировым, нежели к тем, которые стоят перед другими отдельно взятыми странами.
Одним из важных психологических последствий этого является особое, специфически сформировавшееся, “вселенское” самосознание россиян. Жизнь в державе, в пространственном отношении (размеры, разнообразие и т.д.) представлявшей собой как бы уменьшенную модель мира, неминуемо способствовала отождествлению российского
с общемировым. Пространственные характеристики типа: “СССР — 1/6 часть суши” отнюдь не случайны. Для российского мышления характерно планетарное сопоставление. Идея вначале мировой революции, а затем “победы социализма во всем мире” как бы естественно “вписалась” в психологию людей, поскольку они осознавали себя органической частью особого мира — России. Понятно, что этот мир — лишь часть большего (целого) мира, планеты Земля. Масштабность пространственного мышления порождает и темпоральные выводы. “Москва — третий Рим!” — наглядный пример.
Другой пространственной характеристикой территории страны (наряду с размерами) является ее местонахождение в системе географических и иных координат. Последствия экономические, общекультурные, исторические (то есть темпоральные) очевидны.
Естественно, например, что расположение России в относительном отдалении от основных наиболее развитых регионов (в прошлом от Средиземноморья, затем от Западной Европы и Северной Америки) создавало и создает поныне существенные экономические и организационные трудности для развертывания связей с теми странами, которые лидируют в сфере экономики.
В целом воздействие пространства на социальные условия, на весь ход истории народа осложняется рядом других обстоятельств и проходит многочисленные промежуточные стадии. Так, в России огромные территории и расстояния, с одной стороны, замедляли процесс развития, делали его “дороже” по сравнению, например, с западными странами, а с другой — постоянное наличие свободных земель подталкивало к экстенсивному пути развития, более “естественному”, практически более целесообразному в подобной ситуации. Экстенсивный по преимуществу ход развития постепенно формировал не только саму “материальную” судьбу народов России, но и психологию, передававшуюся из поколения в поколение, определенные стереотипы мышления и поведения.
Естественные (природные) и искусственные (созданные трудом человека) компоненты пространства оказывают мощное воздействие на людей. Суровые природные условия на большей части территории России влияли на общий ходразвития российского общества, на то, как складывались преобладающие типы и методы хозяйствования, формы собственности, отношение к ней различных групп населения и т.д. Все это и многое другое фактически определяло психологию народа.
Специалисты справедливо указывают, что суровые природные условия в России постепенно выработали непритязательность национального характера,мужественное, даже спокойное огно-
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 6 1999
шение к трудностям, как к чему-то неизбежному. В значительной степени благодаря этим качествам, несмотря на суровые условия и вопреки им, сложилась громадная, многоликая держава, которая стала одним из ведущих государств мира. Более того, в XX в. Советский Союз был одной из двух супердержав и смог противостоять в течение нескольких десятилетий коалиции экономически наиболее развитых стран мира (“капиталистическому лагерю”).
Во внутренней жизни страны этот же российский менталитет в немалой степени способствовал долготерпению народа к материальным тяготам, а также к жестокостям и даже безумствам властей. В этом, впрочем, и причина стабильности государства, даже во времена царствований Ивана Грозного, Петра I или в некоторые периоды нынешнего столетия. Речь идет о феномене “безмолвствующего народа”, если использовать известное выражение А.С. Пушкина.
В рамках вопроса о влиянии пространственных условий на общую “судьбу” страны важно обратить внимание на совпадение векторов, действующих в одном направлении. Такое совпадение, или, точнее, совмещение, усиливает конечный эффект. Например, в России эффект торможения вызывался кумулятивным воздействием колоссальности территорий, их нахождением вдали от основных мировых центров развития, суровыми природными условиями и многочисленными последствиями этих факторов, в том числе слабостью связей российских пространств с другими (зарубежными). Периодически проявляющая себя тенденция к автаркии, а более широко, в культурологическом смысле, тяга к “самодостаточности” являются естественными последствиями указанных причин.
Понятно, что существует и ряд обстоятельств, действующих смягчающим образом. Об одном из них упоминалось. Это “помощь” громадных пространств в защите страны. Другое-благотворное влияние, оказываемое колоссальными природными богатствами, минеральными и биологическими. Впрочем, не следует забывать, что само наличие этих богатств России является следствием, причина же заключается в масштабах российского государственного пространства.
Вопрос о влиянии пространства на человека, на судьбы целых народов раскрывает еще одно существенное обстоятельство — связь между пространственным и темпоральным воздействиями.
Конкретные пространственные факторы, как было показано на ряде примеров, ускоряют или, наоборот, замедляют развитие целых народов, влияют, а зачастую и определяют пути и формы этого развития – экономического, Социального, общекультурного. Но важнейшим является то
плане формирует общий духовный облик народа, постепенно, в течение столетий создает поведенческие стандарты и стереотипы мышления, закрепляет основные характеристики в генетическом коде, который передается из поколения в поколение. Эти свойства и стереотипы постепенно меняются и корректируются как функция природных и социальных условий, в которых живет данное человеческое сообщество.
II
Если даже принять положение, что пространство можно рассматривать как “матрицу”, в которой закодированы предпосылки скорости и общих направлений развития в данной стране, вряд ли этого будет достаточно для рассмотрения поставленных выше практических вопросов.
Действительно, обширный фактологический материал свидетельствует, что пространство не только оказывает определяющее воздействие на человека, его поведенческие стандарты, но и программирует на будущее конкретные ситуации, вытекающие из специфики национального пространства.
Обратимся к примеру России. Удивительный феномен российской общественной жизни, непосредственно связанный не только с социальными условиями, но и с влиянием пространства, — комплекс весьма конфликтных взаимоотношений между властью и народом. По существу проблема “власть и народ”, или, шире, “верхи и низы” проходит через всю историю России. Хотя она воспринимается как темпоральная, но в основе своей органически является пространственной.
Выше говорилось о ряде последствий владения большим пространством с суровым климатом и отдаленностью (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.) от основных центров страны и зарубежных стран. Среди проблем специфического свойства — необходимость для власти нести большие расходы не только на само управление, но и на поддержание хозяйственной жизни, социальную помощь. Это накладывает дополнительное бремя на всю страну и заставляет государство брать на себя масштабные перераспределительные функции, облагая — явно и неявно — сверхналогами население. Само по себе это вызывает недовольство, особенно у бедных слоев.
Вместе с тем необходимость управления обширными территориями (понимая под этим все функции, включая хозяйственные) неминуемо означает создание и содержание большого и дорогостоящего бюрократического аппарата, так сказать “начальства”. Народ традиционно воспринимает этих чиновников как нахлебников. Поскольку, как давно доказано
лировал известную истину), бюрократический аппарат имеет постоянную тенденцию к росту, то результатом является неуклонное увеличение в обществе паразитарных слоев. Соответственно возрастает оппозиция населения, в первую очередь занятого в отраслях материального производства. Трудящиеся обретают зримое основание для конфронтации с властями, более широко с “эксплуататорами” вообще, в которых начинают видеть источник всех бед и невзгод. А это идеальная обстановка для неповиновения, неисполнения законов и распоряжений, массовых хищений как формы социального протеста. В периоды ее обострения возникает революционная ситуация. При этом текущие конкретные причины (ухудшение социально-экономического положения в России в период войны с Японией в 1904-1905 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг. и др.) зачастую воспринимаются как единственные, хотя в целом ход событий предопределяется глубинными факторами, в своей основе пространственными.
Таким образом, воздействие пространства, если говорить об исторических судьбах России, как ни парадоксально, приводит к двум сосуществующим последствиям в сфере общественной психологии: к стабильности (“пассивности”) социальной реакции и к устойчивой оппозиции к любой власти.
В целом труднейшие условия России делают практически неизбежным формирование сильной власти, так как иначе само существование государства становится проблематичным.
При ослаблении (в том числе “демократизации”) власти возникает ситуация, когда латентным центробежным силам уже не противостоит адекватное сдерживание со стороны политически мощного центра. Именно поэтому всякий раз, когда российская власть по той или иной причине ослабевала, сразу же начинался процесс распада. Так было еще в допетровские времена, затем в период крушения империи после февраля 1917 г. и вновь уже в конце нынешнего столетия.
Эти деструктивные процессы говорят не только о том, что институциональные пространственные факторы предопределяют основные параметры политических режимов, но и о том, что они моделируют вполне конкретный характер социально-экономических ситуаций и конфликтов встране.
Понятно, что, распространив свою власть на “города и веси”, каждый сильный режим стремится еще больше усилить независимость от своих подданных, свести к минимуму свою подконтрольность. Российские политические режимы также подчинялись этой общей закономерности и сформировали собственную весьма прочную традицию. Естественно, это не могло не сказаться на психологии власти, на ее отношении к свое
му народу. Сохранились многочисленные свидетельства, относящиеся и к далекому и к недавнему прошлому. Иван Грозный, кумир многих сторонников сильной власти, был прям и лаконичен: “Народ мой — пьяница и вор”. В.И. Ленин (на словах) был менее суров, но тем не менее обозвал народ “нацией обломовых”. И.В. Сталин по своей натуре был осторожен на высказывания, но зато на деле, в повседневной политике показал себя верным ленинцем, намного превзошедшим учителя.
В нынешнюю, демократическую эпоху нравы существенно смягчились. Однако традиционная схема отношений “верхи” — “низы” осталась, принимая, впрочем, временами снисходительную форму, не лишенную некоторой доброжелательности. Так, при публичном, на всю страну, обсуждении реформ, когда власть предержащим был напрямую задан вопрос, что не лучше ли было бы проводить в России реформы, используя опыт Китая, один из руководителей с сожалением ответил: “Где же нам найти столько китайцев?”. Это указание на то, что россияне во многих отношениях “не дотягивают” до уровня китайцев, было встречено присутствующими с полным пониманием и сочувствием к трудностям начальства.
Надо сказать, что народ, со своей стороны, тоже традиционно не жалует “верхи” вообще. В частности, об этом красноречиво говорят народные пословицы и поговорки, которые справедливо считаются выражением общественного мнения. Особенно интересны формулировки, выражающие стереотипы народного мышления, закрепленные в сознании благодаря многовековому опыту и трактующие социальные проблемы, так сказать “вечного” характера. В качестве примеров можно привести афоризмы, во-первых, о правовом и моральном беспределе и, во-вторых, об источниках обогащения.
Выражение “До Бога высоко, до царя далеко” не только констатирует с философским спокойствием постоянную ситуацию, но и содержит определенную аналитическую оценку. Весьма примечательно, что народная поговорка интуитивно, но правильно называет первопричину неспособности властей поддерживать законопорядок — “далеко”. Здесь нельзя отказать “низам” в непредвзятости. По существу они признают объективную роль расстояний, невозлагая ни на кого, так сказать “персональную” ответственность за царящую несправедливость.
Исключительно важное значение имеет установившееся мнение россиян о специфике тех методов, которыми в России достигается богатство: “От трудов праведных не наживешь палат каменных”. Моральное осуждение выражено достаточно четко.
Причинно-следственная зависимость приводит, как показывают эти примеры, к вполне конкретным характерным ситуациям. Так, убежденность в том, что добиться справедливости невозможно ни от Бога, ни от царя, или, иными словами, невозможно рассчитывать на помощь ни церкви, ни государства, направляет инициативу масс на другие пути.
В спокойные годы социальное недовольство выражается, по остроумному выражению, “единственным видом протеста, возможным в России, — казнокрадством”. Правильнее было бы, впрочем, говорить о том, что в нашей стране постоянно идет стихийный процесс социальной компенсации, массового и самовольного перераспределения общественного богатства. Понятно, что при революционном обострении этот процесс приобретает повсеместный и разрушительный характер. Октябрь 1917 г. с его лозунгом: “Грабь награбленное!” — является классикой.
Итак, причинно-следственная зависимость, исходным фактором которой является сама базисная категория пространства, весьма четко определяет и конкретные ситуации, складывающиеся в ходе развития страны, и специфическую психологическо-поведенческую реакцию населения на эти ситуации. Тем более, когда последние носят по существу не случайный, а вполне привычный, даже застарелый характер.
При всем значении соображений, связанных с воздействием пространства на человека, необходимо, разумеется, признать, что они вынужденно исходят из того, что каждый человек или определенное сообщество людей рождаются в уже заданных пространственных и временных условиях. Между тем в ходе своего развития люди стремятся улучшить эти условия, сделать окружающее их пространство более комфортным. При этом возможны либо переход в другое (“лучшее”) пространство, либо улучшение (“перестройка”) своего пространства.
III
Иными словами, если человек “недоволен” своим пространством, он может либо покинуть его, либо попытаться изменить, “улучшить” его. Разумеется, если речь идет об отдельно взятом человеке, это вопрос лишь его личной судьбы. Однако когда речь идет о больших коллективах, целых народах, то возникают проблемы, относящиеся к метастратегии.
При этом люди, принимая решение о смене пространства, сталкиваются с трудностями не только практического, “бытового”, но и фундаментального порядка. Эти обстоятельства относятся к понятиям пространства и времени.
Мы уже говорили, что человек — это часть пространства. Данное утверждение справедливо и по отношению к пространству вообще и к вполне конкретному пространству. В одной из популярных песен первая мысль выражена в общедоступной форме. В ней говорится: “Мы — дети Галактики…”. Однако не менее верно, что мы все дети конкретного пространства: страны, области, города, деревни — “малой родины”. Если же ссылаться для примера на художественные произведения, характеризующие связи человека с “его” конкретным пространством, то можно процитировать практически любого русского классика. Возьмем А.С. Пушкина: “Нам целый мир чужбина, отечество нам — Царское Село”.
Однако если понятие “Родина” воспринимается прежде всего, как место рождения и жизни человека, то в действительности не меньшее значение имеет то, что здесь родились и прожили жизнь его родители, его предки. Более точно, афористично об этом сказано опять же у А.С. Пушкина — “любовь к отеческим гробам”. Здесь, по существу, речь идет уже о времени, о временном факторе. Родина воспринимается как конкретное пространство во временной перспективе. Кстати, это определение не раз подтверждалось на практике. Так, в наше время в Югославии, когда сербов силой вынуждали покидать их родные места, где предыдущие поколения жили столетиями, люди увозили как самое ценное прах своих предков. Тем самым они увозили с собой и прошлое своей родины, то есть конкретное пространство вместе с прошедшим временем. Страдания приближают людей к пониманию фундаментальных истин быстрее, чем любые теории.
Вполне естественно, что привязанность человека к родному пространству тем сильнее, чем непосредственнее, ближе он (человек) связан с пространством, чем осязаемей для него окружающее пространство “малой родины”. Не случайно традиционно именно крестьянство, связанное напрямую с землей, с конкретным, обычно единственным в течение всей жизни пространством (деревней, селом, волостью), считалось эталоном патриотизма. Однако времена меняются, и вместе с ними меняемся не только мы, но и наше конкретное пространство. Возникает проблема изменения родного пространства, иногда равнозначная его потере.
Человек, не просто формирующийся из поколения в поколение под влиянием конкретного пространства, но по существу являющийся его частью, естественно привязан к этому пространству многими узами: физиологическими, социальными, психологическими. Понятно, что изменения, происходящие в окружающем пространстве, воспринимаются зачастую настороженно, а то и просто со страхом.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕТАСТРАТЕГИИ
Беспокойство это тем сильнее, чем теснее и непосредственнее человек связан условиями жизни с окружающим пространством, зависим от него. Очевидно, что в прошлом, при традиционных укладах эта зависимость воспринималась острее, нежели в дальнейшем, когда человек посчитал себя более независимым от окружающего мира. Собственно, эта обеспокоенность и является источником того консерватизма, который часто ставят в вину крестьянству, рассуждая о его “косности”.
Уже в далеком прошлом стремление сохранить пространство, защитить его от изменений часто воспринимались как необходимость оградить пространство от его извечного врага — времени. Древние египтяне строили гигантские пирамиды как символ незыблемости пространства. Отсюда известное утверждение, что “даже время боится пирамид”. Люди стремились наглядно продемонстрировать вечность пространства, его превосходство над временем. Предстоящие перемены с многочисленными опасностями, бедами, смертью, наконец, воспринимаются как сущность времени. Защита пространства, в этом понимании, — это и самозащита человека от времени.
Строительство пирамид в Египте и Южной Америке можно истолковать как героическую и почти безумную попытку целых поколений остановить время или хотя бы закрепить себя в каком-то конкретном периоде времени, не дать возможность темпоральному потоку унести с собой в неизвестность окружающий мир, конкретное, родное пространство. Однако эта титаническая борьба была обречена. Время продолжало свое движение, и появились люди, которые осознали это.
Исход из Египта, описанный в Библии, можно рассматривать как пример сознательного разрыва людей со своим прежним пространством. Это история людей, отказавшихся от строительства пирамид, от попыток “остановить время”. Осознание необходимости движения вперед, ухода из прежнего пространства, а тем самым из прошлого означало выбор принципиально нового пути. Люди, решившиеся на это, пошли “другим путем”, через пустыни, сквозь расступившееся море и многие несчастья. Однако это уже иная тема, относящаяся по преимуществу не к пространственному, а к темпоральному фактору и виртуальному миру.
Между тем сколько-нибудь значительный “исход” людей, их переезд в другую местность, регион, страну, на иной континент приводит к важным последствиям. Люди, меняющие пространство для себя, одновременно меняют пространство и для других: для тех, кто остается на прежнем месте, и для тех, кто проживает на новом.
После открытия Колумбом американского континента эмигранты из Европы, кто добровольно, кто вынужденно, радикально сменили пространство, а тем самым и судьбу. Вместе с тем они способствовали изменению пространства, прежде всего в Америке, а как следствие создали условия для формирования на американском континенте новых народов. Это явление имеет всеобщее значение.
При всем том, что к изменениям в пространстве приводит любое перемещение людей, проблемы прямого, зачастую целенаправленного воздействия на пространство также весьма важны и заслуживают отдельного рассмотрения.
IV
По большому счету любая жизнедеятельность человека меняет пространство. Несомненно, это было замечено людьми еще на заре их существования и зачастую вызывало у них беспокойство. Весьма озабоченные сохранением своего конкретного пространства многие этносы вырабатывали правила взаимоотношений с окружающим миром, природой, животными (“младшими братьями”), одновременно пытаясь сформулировать и нормы для “хозяев” пространства — языческих божеств. Это нашло свое отражение в мифологии и — более широко — в культурных традициях многих народов, что особенно заметно на примере обычаев народностей, живущих в тех же условиях, что и их предки: индейцы долины Амазонки, аборигены Австралии, многие народности Индии и т.д.
Серьезные проблемы “непроизвольного” воздействия на окружающую среду, а более широко — на пространство в целом весьма обострились в связи с быстрым развитием науки и техники, а также стремительным ростом населения. Возникли обоснованные опасения глобального потепления и других климатических изменений, возникновения озоновых дыр, загрязнения атмосферы и воды. Под угрозой гибели оказались целые экосистемы, например, на Крайнем Севере РФ. Практически погибло Аральское море. Имеются и другие подобные факты.
Вместе с тем радикальное изменение характеристик конкретного пространства и даже глобально всей планеты может произойти не только из-за воздействия человека на окружающую среду или из-за природных перемен и катастроф. Человек меняет пространство и средствами внешней и внутренней политики. Ликвидация СССР и раздел постсоветского пространства между новыми суверенными государствами могут быть примером прямого воздействия на пространство политическими средствами.
Крушение Советского Союза привело к распаду прежде единого пространства, то есть к изменению размеров, радикальным переменам во взаимосвязях отдельных частей пространства, как российского, так и постсоветского в целом. Стали иными и связи со странами дальнего зарубежья. Вместе с тем началась ломка прежней пространственной инфраструктуры на территории раздробленного СССР — производственной, социальной, транспортной, информационной, всякой иной. Катастрофичны последствия крушения культурного, языкового пространства.
Политическое воздействие человека на пространство далеко не всегда осуществляется сравнительно мирно. Используемые в ходе войн силовые акции могут стать наглядными примерами предельно прямого, подчас примитивного взаимодействия “человек-пространство”.
Среди классических примеров, которыми изобилует история, — нашествие варваров на Рим. Пока Рим господствовал на просторах от Лузитании на западе до Рейна и Фракии на востоке, сохранялась и развивалась римская, античная культура в самом широком смысле слова. Ослабление римского владычества и его падение под натиском варварских племен привели к тому, что Европа оказалась под властью германцев, сарматов и других народностей. Политическая карта континента, говоря современным языком, была перекроена. Но не только политическая. В корне изменилось европейское пространство в общественном значении этого термина. Дальнейшее развитие Европы происходило уже в иных условиях. В частности, его темпы были чрезвычайно медленными в течение долгих столетий, вплоть до эпохи Возрождения. Иными словами, катастрофа, разрушившая общественно-политическое и культурное пространство Европы при распаде Римской империи, вызывала также и темпоральные последствия, продолжавшиеся примерно тысячу лет.
Впрочем, не меньше и свидетельств о пределах, ограничивающих возможности человека. В частности, военная история показывает весьма убедительно не только влияние человека на пространство, но и его зависимость, подчас фатальную, от пространства, точнее ограниченную возможность человека “подчинить” себе пространство.
Возьмем наиболее известные события. Например, историю Наполеона как полководца. Все знают многочисленные победы французского генерала, затем императора, которые рассматриваются как образцы военного искусства. Однако известны и не менее значительные поражения, причем в масштабах целых компаний. Закончилась провалом французская экспедиция 1798-1799 гг. в Египте. Неудачей завершилось вторжение в Испанию в 1808 г., разгром постиг Наполеона в 1812 г. в России.
Нисколько не умаляя искусства русских полководцев: Барклая де Толли, М.И. Кутузова и других, мужества русских солдат, нельзя забывать и об общей причине неудачи всех трех кампаний. Она в том, что Наполеон не имел возможности установить господство над соответствующими пространствами. Ослабление связей с основными базами во Франции стало одной из причин ее поражения. Не случайно успешные войны Наполеона географически были жестко ограничены: на западе — Пиренеями, на севере — морским побережьем Франции, на юге — Средиземным морем, на востоке — рубежами, за которыми начинались просторы России. Ни в XIX, ни в X столетиях иноземные захватчики не имели возможностей военных, экономических и иных для того, чтобы установить свое господство над такими пространствами, тем более для того, чтобы “поглотить”, абсорбировать их.
В этой связи возникает очень серьезный вопрос о качествах, которыми должен обладать тот, кто может претендовать на подобное. Иными словами, вопрос о качествах, относящихся к самому “человеческому фактору”, которыми последний должен обладать для выполнения исторической миссии “собирания земель”, то есть объединения под своей властью обширных пространств.
В целом (безотносительно к России) процесс территориальной экспансии требует от этносов, начинающих масштабные завоевания, динамизма. Речь идет о динамизме двоякого рода — в реальном пространстве и в психологии.
Уже в далеком прошлом проявило себя показательное различие между оседлыми народами и кочевыми или по крайней мере теми, которые более связаны с передвижениями в пространстве (динамическим использованием пространства — в терминах метастратегии). Именно поэтому, особенно в прошлом, кочевники (гунны, монголы, арабы) служили как бы цементирующим человеческим материалом для быстрого объединения под своей властью обширнейших территорий. Стремительные завоевания Аттилы, Чингизхана и халифов — только часть примеров.
Так называемые “морские” нации играли в истории захвата обширных земель, в том числе заморских, такую же заметную роль, как кочевники в объединении сухопутных территорий. Основание Карфагена финикийскими мореплавателями на средиземноморском побережье Африки и Испании, история норманских походов, создание Испанией, Португалией, Британией, Голландией обширных империй с владениями на других континентах свидетельствуют о том, что активные участники этих событий были подготовлены к таким перемещениям в пространстве физически, материально и психологически. Иными словами, речь идет о том, что экспансия, особенно когда речь идет о больших пространствах, требует динамизма не только в реальном, но в виртуальном пространстве. Люди, осуществляющие экспансию, внутренне, так сказать “духовно”, должны быть готовы к смене своего пространства на новое, до того бывшее для них чужим.
Таким образом, мощное воздействие человека на пространство может быть связано с двумя группами причин: обычной жизнедеятельностью или же с экстраординарными событиями (крупными перемещениями людских масс — “переселениями народов”, завоеваниями).
Массовые миграции, вне зависимости от того, сопровождаются они насилием или нет, определяются как “горизонтальная экспансия”. Между тем, если сравнить подобные передвижения “по горизонтали”, с одной стороны, с широкими социальными потрясениями (движениями “по вертикали”), с другой, то между ними можно обнаружить определенное внутреннее родство.
И те, и другие масштабные явления вызваны мощным желанием человеческих масс радикально изменить свою жизнь, вырваться из своего прежнего пространства в новое, даже как бы перейти в новое измерение. Это возможно либо переместившись физически в иное пространство, переплыв через Атлантику, например, и в Новом Свете построив на “пустом месте” новую жизнь, создав новую страну (“движение по горизонтали”), либо революционным путем “очистив” свое исконное пространство от всего, что не удовлетворяет. Об этом собственно многочисленные лозунги типа “Мы весь, мы старый мир разрушим до основанья, а затем…”
Слова “Интернационала” на уровне подсознания имеют более глубокий смысл, чем это может показаться чисто рациональному критику. За высокопарной патетикой скрывается внезапно вырывающееся из самых недр человеческой души страстное желание переделать мир, переделать жизнь. Социальные потрясения, эти передвижения “по вертикали”, прежде всего, воздействуют на временные потоки. Люди жаждут прихода другого времени, другой “эпохи”: социалистической, демократической, одним словом, “светлого будущего”.
Зарождение, осуществление и последствия глубоких социальных потрясений, разумеется, не могут не затрагивать пространство, однако по преимуществу это сфера темпоральных процессов.
Человечество на всем поотяжении своего су-ществования старается улучшить свои жизненные условия. Это может быть эволюционный
туация, приводящая к социальному взрыву, который резко меняет положение в обществе, поведенческие ориентиры людских масс, их психологию. Иными словами, если обычная жизнедеятельность человека постепенно меняет пространство, а следовательно воздействует на время, то резкое вмешательство человека в ход социального развития радикально воздействует на темпоральные потоки. Опыт показывает, что подобное силовое изменение временных потоков в конечном итоге может привести к неожиданным результатам.
Изучение конкретного характера такого воздействия и его последствий крайне необходимо для разработки широкомасштабной долгосрочной государственной стратегии.
V
“Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки…” Это слова из статьи профессора П.С. Гуревича о так называемом “футуро- шоке” (НГ, 27 мая 1997).
Известный американский социолог О. Тофлер определяет футурошок как радикальное ускорение темпов жизни под влиянием стремительного развития науки, техники, информатики. Многочисленные последствия этого явления создали труднейшую психологическую проблему для целых поколений — проблему адаптации к стремительно происходящим переменам. Понятно, что футурошок — лишь один из видов мощных темпоральных воздействий на психологию человека, на весь образ его жизни.
В целом человечество и в прошлом неоднократно сталкивалось как с резкими ускорениями скорости темпоральных потоков, так и с их замедлением, а то и с изменением стрелы времени. Последствия подобных перемен, как правило, существенно меняли судьбы целых народов, причем эти последствия зачастую оказывались катастрофическими. Темпоральные перемены, инициированные по сути самим человеком, могут зарождаться в виде широких социальных сдвигов (как например Французская буржуазная революция конца XVIII в. или Октябрьская революция 1917 г. в России и многие другие исторические события).
Впрочем, история человечества изобилует временными катаклизмами, которые были вызваны вмешательством иного рода в обычный, эволюционный ход событий. Такое вмешательство осуществлялось людьми которые ставили перед собой определенные, конкретные цели. Однако конечный результат их действий оказывался
непредвиденным, выходил за пределы непосредственных жизненных интересов и даже сколько- нибудь правдоподобных предположений людей той эпохи.
Завоевание варварами Римской империи вызвало крушение ненавистного владычества. Однако в многовековой перспективе это закончилось культурным регрессом, отбросившим вспять народы Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Для России негативную роль сыграло монголо-татарское иго 1243-1480 гг., которое, по всеобщему признанию, стало тормозом ее экономического, политического и культурного развития.
Спорным вопросом пока остается влияние современного мирного “нашествия” на Европу многомиллионных масс эмигрантов. Официальные данные весьма неполно отражают масштабы эмиграционных потоков. Однако и они впечатляют. По статистике ОЭСР, в Германии проживает 5.3 млн. эмигрантов, в том числе 2 млн. турок, во Франции — 2.3 млн. человек, из которых две трети — выходцы из Магриба (Алжира, Туниса и Марокко), в Великобритании — 1.3 млн. эмигрантов- неевропейцев. четверть из них уроженцы Юго- Восточной Азии и т.д.
Еще более значимы события, связанные с крушением Советского Союза и катаклизмами в обширнейшем регионе от Балкан до Афганистана. В результате психологического “супершока” оказалась дестабилизирована социальная психология многих миллионов людей, по существу “выбитых” из прежних темпоральных потоков.
Когда речь идет о современности, обычно обращают внимание на непосредственные легкоразличимые последствия: этнические и конфессиональные. В действительности мы сталкиваемся здесь с мощными глубинными процессами. Происходят перемещения пространственных характеристик, их перенос не только из одних регионов в другие, но даже с континента на континент. Разумеется, это не может не менять психологические матрицы людей и их поведенческие стандарты. Темпоральные последствия уже ощущаются, а в дальнейшем будут решающими в формировании облика людей не только в Европе, но и далеко за ее пределами.
Итак, налицо грандиозный по своим масштабам процесс, когда стихийное массовое перемещение людей оказывает радикальное “возмущающее” воздействие на конкретные пространства, темпоральные потоки, а соответственно на самих людей: их психологию, шкалу жизненных ценностей обпаз жизни, поведение, даже внешний облик. Появляются факты цептуальным установкам политиков и правительств, обесценивая тщательно продуманные программы и решения. И главное, это всего лишь один из подобных примеров.
Если обычный ход времени означает постепенные изменения, то резкие перемены, чаще всего инициируемые самими людьми, радикально меняют пространство и время, а вместе с ними и самого человека. При этом возникают катаклизмы с разрушительными последствиями.
Строго говоря, любое изменение пространства, в том числе и в особенности инициируемое людьми, воздействует на человека по многим направлениям. Так, работы российских ученых из Института биофизики Минздрава РФ доказали, в частности, что еще в эмбриональной стадии развития любой человек уже полностью уязвим перед лицом внешних “агентов”, которые искажают структуру его нервно-имунно-эндокринной регуляции.
Исследования российских ученых, равно как и авторов докладов, публикуемых Национальным исследовательским советом США, подтверждают “всеобщую” уязвимость нервной системы будущего потомства. При этом ученые приходят к важнейшему выводу: “Вредно практически все, что отличает их сегодняшнее окружение от естественного”. В рамках этих же исследований подтверждаются поведенческие нарушения под влиянием вредного внешнего воздействия и признаются далеко идущие общественные последствия. Так, прямо говорится, что в поведении современного человека именно по этой причине снижается социальное и духовное начало, что налицо тенденция к асоциализации и дегуманизации общества. Допускается, что продолжение этого процесса будет угрожать каждому новому поколению.
Упомянутые работы, равно как те, которые касаются современного “футурошока”, весьма ценны сами по себе. Однако для метастратегиче- ского анализа проблем воздействия человека на пространство, а следовательно и на время, требуется более широкий подход. В связи с этим нецелесообразно ограничивать рассмотрение поставленных нами вопросов только сегодняшним днем, а влияние окружающего пространства на человека — только патологией, хотя бы и понимаемой весьма общо.
В целом нынешнее ускорение темпоральных потоков не только весьма наглядно показало опасность, которую оно несет человечеству, но и позволило сфокусировать внимание на конкретных источниках темпоральных перемен. Не толь
посредственно на ускорение, замедление, изменение направления времени, но и воздействие
разом) в конечном итоге деформирует темпоральные потоки.
Опыт России и других стран показывает, что результаты зачастую бывают катастрофичными. Пример — нынешний распад Советского Союза и его последствия. Очень важно, что эти амбивалентные последствия немедленно отражаются на самих людях, стереотипе их мышления, их поведенческих стандартах.
Общество, политические движения, авторы концепций могут ставить перед собой цели на обозримое будущее с разной степенью успеха. Однако, когда сила их воздействия на глубинные факторы пространства и времени превышает определенную грань, возникает цепная реакция последствий, практически немедленно отражающихся на людях, их психологии, поведении. Появляются как бы новые люди с иной судьбой. В нашей стране, этой уменьшенной модели международного сообщества, такими классическими примерами можно считать формирование: “советских людей” (кавычки даны отнюдь не в ироническом смысле), “новых русских».
Понятно, что одним из результатов этих перемен является то, что новые поколения начинают мыслить и поступать подчас совершенно неожиданно (в том числе для своих физических и духовных родителей). Обостряется проблема “отцов и детей”, ситуация в обществе зачастую становится “непредсказуемой”. Знакомая картина, которая еще раз подтверждает, что люди редко бывают достаточно осторожны в своих отношениях с пространством и временем. Особенно с последним, поскольку время вполне можно рассматривать как источник повышенной опасности по отношению к пространству, а следовательно,и к человеку.
Вместе с тем, если максима “Не мы выбираем время, а время выбирает нас” и верна, то ее нужно существенно дополнить. Люди, хотя бы частично, “творят”, точнее “сотворяют” общественное время. Соответственно, они должны сознавать всю меру ответственности за свои действия, вызывающие радикальные перемены в темпоральных потоках.
* * *
Итак, человек в сложной системе своих взаимосвязей с пространством и временем сильно подвержен воздействию этих категорий. Роль пространства в предопределении общих, “рамочных” условий развития конкретных человеческих сообществ и даже в “программировании” социальных ситуаций очевидна. Пространство, находясь в постоянном темпоральном движении, действуя непосредственно, физически и через социальные механизмы, формирует психологические стереотипы и стандарты поведения людей. В эти сложные и хрупкие процессы все более безапелляционно вторгается человек.
Многосторонняя активизация человеческой деятельности все сильнее воздействует на пространство и время. При этом перемены в скоростях, направлении и качественных характеристиках временных потоков действуют как мощная дополнительная причина, искажающая пространство.
Конечные и, как правило, амбивалентные результаты отражаются на самом человеке, меняя его психологию, духовный мир, образ жизни, физическое состояние и т.д. Непредсказуемый и радикальный характер многих последствий вызывает не только разрушительные катаклизмы национального и международного масштаба, но и постепенные глубокие преобразования, которые некоторые ученые характеризуют как появление “мутантных” обществ.
В складывающейся подвижной ситуации с аморфными меняющимися системами вряд ли можно рассматривать человеческий фактор как центральный и тем более как независимый в его взаимоотношениях с базисными категориями пространства и времени. Напротив, разработка принципов государственной политики, особенно масштабного, долгосрочного характера, должна учитывать сложное, зависимое положение человека в его взаимосвязях с пространством и временем. Вместе с тем очевидно, что многих из разрушительных общественных катаклизмов можно избежать, если поставить под профессиональный контроль хотя бы наиболее радикальные виды воздействия человека на базисные категории.
© 1999 г. И. Могилевкин