© «Независимая газета» 15 июля 1994 г.
Среди недавних информационных сообщений особое внимание в России привлекло известие об ухудшении режима прохода морских судов через черноморские проливы.
Россия, чьи традиционные внешнеторговые грузопотоки проходят через Черное море, существенно пострадает от таких изменений. Однако, как бы ни было важно это событие, затрудняющее проход российских судов и грузов через Босфор и Дарданеллы, оно само лишь эпизод в общем процессе ухудшения доступа России к международным морским путям. Одновременно и ряд сухопутных коммуникаций между Россией и странами Запада становится все более ненадежным. Более того, постепенно возникает опасность ослабления связей европейской части России с внешним миром.
Посмотрим на фактическом материале, как конкретно проходит этот негативный для России процесс и в каком направлении Россия, вероятно, будет искать выход из создавшегося положения.
Расчленение советской территории на суверенные государства в результате ликвидации СССР, а также перемены в Восточной Европе, связанные с крушением системы СЭВ и Варшавского Договора, создали для России совершенно новую транспортно-коммуникационную ситуацию. Новое положение характеризуется тем, что:
— во-первых, сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям. Тем самым затруднен доступ России к основным торговым морским путям;
— во-вторых, концевые магистрали еще недавно единой (советской) системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в зарубежных странах: Украине, Казахстане и проч. В результате между европейской Россией и внешним миром пролегло кольцо («внутреннее») из бывших союзных, а ныне суверенных республик;
— в-третьих, по западному периметру постсоветского пространства формируется внешнее кольцо из стран, которые, по существу, стремятся не только играть роль нового «санитарного кордона», но и сделать из этого своего положения источник политических и экономических дивидендов (Польша, Венгрия и др.);
— в-четвертых, частично внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан и др.) либо в зонах нестабильности, как потенциальной, так и реальной,
Важно, что создавшаяся негативная для России транспортно- коммуникационная ситуация далека от нормализации и во многих отношениях продолжает ухудшаться. Поэтому в перспективе торгово-экономические связи России с остальной Европой, а также с рядом стран других континентов будут находиться под угрозой разрушения. Нельзя игнорировать и военно-стратегическое значение этих перемен.
Попробуем проиллюстрировать значение и масштабы происходящих перемен.
Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозятся морем. Подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и в особенности черноморские порты.
Расчленение СССР было осуществлено так, что у России осталось лишь два (вместо прежних семи) крупных порта на Балтике
— Калининград и Санкт-Петербург. При этом Калининград отрезан от России территорией Литвы, а С.-Петербург замерзает в холодное время года.
На Черном море Россия сохранила за собой из существенных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие большую роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше — обеспечивали — нам доступ к Дунаю, а следовательно, и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай—Майн—Рейн, также потеряны Россией.
В целом же Россия нуждается в перевалочных портовых мощностях в 260 млн.тонн, тогда как все оставшиеся у нее морские порты могут обеспечить в сумме лишь 60% этого количества.
В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины, что приводит к затратам иностранной валюты. Так, за транзит нефтепродуктов Россия платит странам Прибалтики по 5 долларов за тонну, а таллиннский терминал, монополист по перегрузке мазута, вообще установил очень высокую ставку — 16 долларов за каждую тонну. Всего же из 35 млн. тонн нефтепродуктов, экспортируемых Россией, 20 млн. тонн она вынуждена отгружать через Прибалтику.
Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов зависят от позиции самих транзитных стран. Между тем прибалтийские государства, например, заинтересованы в том, чтобы выступать, скорее, в качестве посредников между Россией и Западом, дополнительного промежуточного звена в самой торговле, а не чисто транзитной страны, предоставляющей лишь транспортные услуги. Это, разумеется, далеко не одно и то же. При этом посредник, максимально обогащаясь на перепродаже, может сделать внешнеторговые операции для российских контрагентов вообще невыгодными. Очень часто такие посреднические операции проводятся в форме контрабанды. Именно так осуществлялись получившие широкую огласку сделки с перепродажей российских цветных металлов. Да и не только с ними.
Не следует забывать, что обычный транзит грузов и упомянутые сделки по перепродаже находятся в обратной зависимости друг от друга. Транзитная страна (например, прибалтийское государство), затрудняя, чрезмерно удорожая транзит, тем самым вынуждает российские фирмы прибегать к торговому посредничеству, скажем, прибалтийских фирм. По существу, транзитные страны заинтересованы в том. чтобы ‘ отбросить российскую внешнюю торговлю к отсталым,
средневековым формам.
Однако свобода и коммерческая доступность транзита зависят не только от таких экономических или, точнее, корыстных интересов транзитных стран. Не менее важны политические мотивы. Необходима добрая воля транзитных стран. Но можно ли быть уверенными в таком доброжелательстве ?
Эстония и Латвия открыто заявляют о своих территориальных претензиях к России. Литва вместе с Украиной неоднократно выдвигала проект создания вдоль границ с Россией «Балтийско- Черноморского сообщества», сама идея которого принадлежит Збигневу Бжезинскому, продолжающему выступать против улучшения отношений Запада с Россией. Подобное «сообщество» (к нему склоняли и Беларусь) еще более изолировало бы Россию от Запада не только на морских, но и на сухопутных направлениях.
Впрочем, существуют и другие «варианты». Так, «уход» Советского Союза из стран Восточной Европы (Варшавский Договор прекратил свое существование три года назад) не привел к их независимости не только от Востока, но и от Запада, не гарантировал их внеблоковое существование. Эти страны просто поспешили сменить ориентиры. Наметилась тенденция создания «санитарного кордона», направленного против России.
Продолжаются, например, попытки сколотить группировку из ’’стран Восточной и Центральной Европы («Вышеградская группа»), Польша, Венгрия и другие страны этого региона домогаются быстрейшего вступления в НАТО. Между тем речь идет о странах, через территорию которых проходят все основные сухопутные грузопотоки между Россией и Европой. Кстати, торговля со странами ЕС составляет 40% всего внешнеторгового оборота России. Понятно значение западного направления в целом для российских внешнеэкономических интересов.
Ненадежность западных коммуникаций связана- отнюдь не только с политическими причинами. Вдоль всей трассы Варшава—Брест царит преступный беспредел. Дело дошло до практически открытого взимания дани с легковых автомашин иностранных марок, перегоняемых из Германии и других западных стран в Россию. Хищения грузов, вымогательство, вооруженный грабеж по отношению к автотранспорту, перевозящему пищевые продукты и другие грузы, иные тяжкие преступления стали обычным явлением. Все это вместе взятое делает ситуацию на транспорте весьма нестабильной.
Впрочем, не только на западном, но и на других направлениях не луч;
— Ка
Средняя Азия охвачены конфликтами или по меньшей мере нестабильны и вряд ли в ближайшем будущем смогут быть использованы для активных перевозок внешнеторговых грузов. В любом случае кавказское и среднеазиатское направления не играют первостепенной роли в транспортных связях России с внешним миром.
Противоположные, в географическом смысле, рубежи России — северные — ввиду суровых . природных условий и других причин не могут компенсировать России потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и юге.
В итоге нельзя не видеть возникшую для России историческую проблему по предотвращению процесса оттеснения ее от мировых транспортных путей, перекрытия ряда ее важнейших коммуникаций. Как следствие возникает реальная угроза постепенного «выталкивания» России из числа полноценных участников международных экономи- ггношений. «мв
Вполне понятно, что в сложив-1 шейся трудной ситуации Россия] прибегает к различным мерам» текущего характера для улучшения транспортной ситуации, определенного ослабления своей зависимости от транзита, ограждения своих связей от зарубежного диктата и т.д. Однако радикальные геополитические изменения, как мы видели, таковы, что они установили для России очень жесткие пределы любых возможных усилий по использованию трех упомянутых направлений: на западе, юге и севере.
Остается тем не менее свободным еще четвертое направление — восточное, точнее, дальневосточное, где Россия имеет прямой выход на пространства Тихого океана.
Трудами и заботами предыдущих поколений Россия владеет на Дальнем Востоке территорией более чем в 6 млн. кв.км, разверну-‘ той к Тихому океану. Протяженность принадлежащей России береговой линии Японского моря достигает 3 240 км, Охотского моря — около 10 000 км. К числу портов, работающих на перевалке внешнеторговых грузов, относятся Владивосток, Находка, порт Восточный и ряд других. На побережье есть большое количество прекрасных бухт, пригодных для строительства портов. При этом расстояния от российских дальневосточных портов до многих крупных зарубежных азиатско- тихоокеанского региона не больше, чем расстояния между портами европейской России и центрами морской торговли западных стран.
Использование Россией дальневосточного направления для устранения угрозы- транспортной (а следовательно, и экономической) изоляции России возможно при условии серьезного пересмотра перспективных планов своего развития. При этом возникает ряд сложных задач. Среди них — существенное улучшение коммуникаций между Российским Дальним Востоком и остальными регионами страны, развитие береговой инфраструктуры на Дальнем Востоке России, прежде всего в Приморском крае, модернизация и развитие сопутствующих отраслей. Необходимо также решение целого ряда трудных социальных вопросов.
. Не следует преуменьшать масштабы и трудности выполнения этой, по существу исторической, миссии. Речь идет о смене пространственных ориентиров дальнейшего развития России. Российский Дальний Восток, фигурально говоря, должен из глубокого тыла переместиться в авангард будущей России. Сама Россия в XXI столетии будет «обращена лицом» к Тихому океану.
Будет ли оправдана экономически и политически такая переориентировка? Достаточно ли для этого только аргументов, связанных с ухудшением транспортнокоммуникационной ситуации в европейской части России и вокруг нее? Действительно, для принятия таких масштабных решений есть и другие весомые доводы. Назовем хотя бы два из них.
Первый связан с очень быстрым, опережающим экономическим развитием азиатско-тихоокеанского региона. В результате именно этот регион становится лидирующим в современном мире и наиболее перспективным для сотрудничества. В связи с этим сотрудничество России со странами этого региона — Японией, КНР, Южной Кореей и другими становится желательным и к тому же более обещающим на будущее, чем со странами Европы. Расширяя свои связи со странами азиатско-тихоокеанского региона, .Россия тем самым «подключает- ся» к его развитию. ^^^0
«» Другой довод в пользу серьезной переориентации России на Дальний Восток заключается в том, что эти российские земли, тяготеющие к Тихому океану, чрезвычайно богаты в природном отношении, но в то же время мало заселены (10,5 млн.чел.) и совсем недостаточно освоены. Именно поэтому Россия, оказавшаяся сейчас в новых границах, вполне естественно, должна стремиться к тому, чтобы по-новому, более рационально эксплуатировать свои богатства, территории и акватории. Все это говорит о том, что Россия не сможет избежать серьезной переоценки своего отношения к своим дальневосточным землям, их населению, в том числе и исходя из интересов развития самого этого региона.
В целом все сказанное свидетельствует о том, что Россия стоит перед необходимостью пересмотра пространственных ориентиров своего дальнейшего развития. Весьма возможно, что наступает время, когда Россия начнет все больше осуществлять поворот в сторону Тихого океана.