© 1999 г. В выступлениях докладчика Э.Г. Кочетова и других ученых явно звучала неудовлетворенность старыми подходами к рассматриваемой теме. Необходимо оценить происходящие в мире события, пользуясь новыми критериями, с новых теоретических позиций.
Если касаться работ Э. Г. Кочетова, которые я рассматриваю как существенный вклад в науку, то необходимо сослаться на монографию: “Ориентиры внешнеэкономической деятельности” М, 1992, статьи в журнале “Общество и экономика” №№ 3,4-5, 1998 г. и, естественно, доклад.
Мне представляется интересной та критика в этих работах, которая направлена против ряда отрицательных явлений нашего времени — техногенного подавления сознания человека, растраты триродных ресурсов и др. Размышления автора о формировании интернационализированных вос- фоизводственных конвейеров (ядер, циклов), гроходящих через различные национальные экономики, подвели его к мысли об изменениях экономических границ государств.
В этой связи в качестве одного из непосредственных практических предложений является очень полезной идея создания геоэкономического атласа мира. Это был бы вполне конкретный вклад науки в практическую деятельность соответствующих российских государственных структур, не говоря уже о пользе для продолжения научных разработок.
Необходимо в практическом плане подумать о соображениях Э.Г.Кочетова относительно смены процессов техногенной транснационализации на процессы этноэкономической транснационализации. Представляется, что есть перспектива продолжения научных разработок в этом направлении и применения их на практике.
В этой связи не лишнее напомнить, что нынешняя система финансово-экономических и. как следствие, политических отношений в мире, известная под именем глобализма, не устраивает многих. Римский папа критикует эту систем)’ с морально-этических позиций, страны ЮВА возлагают на нее вину за кризис, начавшийся в прошлом гаду. В России многие склонны думать, что право капиталов бесконтрольно перемешаться через государственные границы превращается в беспредел, что зачастую приводит к хаосу на рынках и наносит тяжелый ущерб национальным экономикам. В России, как известно, в 1990-х годах имел место массовый отток капитала, кого рый находится за рубежом в виде депозитов или в форме приобретенной недвижимости. Это именно та серьезнейшая практическая проблема, которая должна быть решена На мой взгляд, именно к ней должна быть продолжена логическая линия рассуждений от теоретических положений о необходимости синтеза этнонациональных и индустриальных элементов.
Мне весьма близки те соображения, которые высказывались здесь о том. что оперирование только геополитическими категориями уже не соответствует задачам, выдвинутым самим развитием мировой экономики и международных отношений.
В нашем институте — ИМЭМО также было обращено внимание на развитие новых тенденций. Особое значение эта работа стала приобретать по мере того, как в жизни нашей державы обозначились негативные исторические перемены, связанные с распадом Союза ССР, то есть, иными словами, пространственные перемены, и события, относящиеся к неудаче реформ, то есть, иначе, проблемы прогресса и регресса, по существу временные, темпоральные проблемы.
Поскольку было уже ясно, что эти вопросы невозможно решать в рамках геополитики, был проведен ряд теоретических исследований, кото I рые вывели меня на контуры новой науки — метастратегии. Основы метастратегии были сформу- I лированы мною в монографии, изданной Институтом мировой экономики и международных отношений в 1997 году; кроме того, основные концептуальные положения были опубликованы в журнале «ИМЭМО” в 1997 — 1999 годах.
В качестве фундаментальных теоретических основ метастратегии исследуются категории пространства и времени в их общественном истолковании на примерах современных явлений и событий прошлого, относящихся как к России, так и к другим великим державам.
По моему мнению, для успешного результата исследований и. в особенности, для достижения I полезных результатов, которые можно было бы I применять на практике, надо исходить из ряда очевидных обстоятельств.
Так. все нынешнее столетие оказалось насыщенным политическими и экономическими катаклизмами, притом, что масштаб происходящих перемен охватывает весь земной шар. а научно- технические рубежи деятельности человека уже вышли за пределы нашей планеты и выдвигаются все дальше в космическое пространство.
Вместе с тем, на личном уровне, жн шь каждого отдельного человека становится все более тесно связанной с этими общими гигантскими процессами, то есть включается в общеморовую систему координат, испытывая воздействие происходящих событий.
Это тем более важно, что происходящие перемены носят качественный, принципиальный характер, в корне меняющий жизнь людей и в материальном и в духовном отношении.
Научно-технический и хозяйственный прогресс создает возможность для подъема благосостояния людей, что практически и осуществляется в развитых странах. Однако, во многих регионах массы низведены до нищенского состояния, до физической и духовной деградации. Некоторые малочисленные этносы исчезают млн находятся на грани исчезновения. Постепенно эта угроза нависает над рядом крупных народов, включая русский.
Многочисленные кровопролитные конфликты. включая мировые войны, массовые истребления людей также резко отрицательно повлияли на ситуацию в мире и в конкретных странах.
К концу нашего столетия быстрое развитие информатики и соответствующих новейших технологий небывало раздвинуло горизонты познания и создало возможность ускорения прогресса во многих областях. Одновременно, однако, достижения в этой сфере позволяют воздействовать на психологию людей, формировать их менталитет, внедрять стереотипы поведения, то есть по существу «зомбировать” людей.
Заметным образом развитие новейших средств связи и информации соседствует с общим падением культуры, ростом бездуховности общества.
Происходящие негативные перемены вызывают тревогу. Усиливается осознание необходимости сохранения мира, создания условий для поддержания достойного уровня жизни людей, соблюдения прав человека, защиты окружающей среды.
Достижение этих и других позитивных целей возможно при условии, что сложные и противоречивые процессы, происходящие в мире, в целом, в сфере международных отношений, и изменения внутри стран станут более управляемыми, будут поставлены под контроль. По сути, речь
идет о необходимости положительного воздействия на международные отношения и на социально-экономическое развитие внутри стран.
Центральным становится вопрос о государственной стратегии в широком значении — как науки и практики управления ключевыми общественными процессами.
В особенности это важно для России, так как в нашей стране произошло совмещение масштабных пространственных и функциональных перемен. Крушение Советского Союза совпало с перестройкой и радикальными реформами на постсоветском пространстве.
Передел, в глубинном же смысле “разрыв” прежде единого пространства бывшего Союза, а более широко — распад бывшей гигантской сферы советского влияния, совпал по времени с общемировыми процессами ускорения, протекающими крайне неравномерно. В особенности острая ситуация сложилась в России, на постсоветском пространстве.
Радикализм событий в России обязывает нашу науку к тому, чтобы исследовать их глубинный смысл, сам механизм взаимосвязи между базисными факторами, а также характер их воздействия на общественное развитие.
В работе о метастратегии исследованы первичные факторы — пространство и время. Моей целью являлось раскрытие и формулирование теоретических положений, которые могли бы послужить фундаментом для практических выводов и рекомендаций.
В частности, в том, что касается категории пространства, можно исходить из понимания пространства как вида особого ресурса — пространственного ресурса, а национальное пространство можно рассматривать как воплощение национального богатства и мощи в широком смысле — экономическом, оборонном, социально-культурном.
В этом (то есть, пространственном) смысле Россия пока еще остается богатой и сильной, что сохраняет ее в ряду великих держав.
Важнейшее значение имеет качество пространства, которое определяет ценность последнего. Качество, в свою очередь зависит от местонахождения пространства и от, так называемого, “внутреннего содержимого”.
Человеческая деятельность, естественно, играет активную роль, так как она способна повлиять на многие качественные характеристики пространства, менять их, способствовать их проявлению. Внутренняя организация пространства, его обустройство, создание инфраструктуры, в том числе транспортно-коммуникационной, повышает ценность пространства.
В рамках метасгратегни, как науки, исследуются многие принципиальные вопросы, относящиеся к пространству. Среди них, понятие об абсолютном пространстве и его содержимом, о динамическом и статическом использовании пространства, о характеристиках конкретных участков пространства, о пространственном факторе в политике государств. Среди других положений концепции исследуются вопросы, так называемой, “мобильной дисперсии”, имеющей непосредственное отношение к соперничеству великих держав за установление своего влияния в мире
Теоретические положения метастратегии, относящиеся к пространственным проблемам, имеют вполне конкретный “выход” на актуальные задачи сегодняшней России.
В частности, они могут служить основой для решений по более удачному использованию богатства и мощи, воплощенных в российском национальном пространстве. Так, существенное значение для политической и экономической практики имеет восстановление хозяйственных и иных связей на постсоветском пространстве, равно как и развитие связей РФ с дальним зарубежьем. Понятно, что при этом приходится учитывать те новые пространственные характеристики, количественные и качественные, которые уже сложились в 90-е годы.
В результате происшедших перемен вся система отношений России с зарубежными странами вынужденно меняется. Изменения во внешнеэкономической сфере затрагивают географическую и товарную структуру торговли, направления и объемы финансовых потоков и т.д., и т.п. При этом возникают совершенно новые проблемы или же прежние приобретают во многом иное значение.
Вследствие раздела прежде единого пространства для России важнейшую роль приобрел транзит через территории, акватории и воздушное пространство сопредельных стран (в большинстве своем это бывшие союзные республики, входившие в состав СССР).
Вместе с тем, возросло и значение, так называемых, “ключевых” участков пространства. Примером может служить ситуация вокруг Черноморских проливов. Начиная с 1994 года Турция резко ужесточила правила транзитного прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы. Сделано это было в одностороннем порядке в нарушение международной Конвенции Монтрё 1936 года. В результате, уже наносится ущерб нефтяному экспорту России на черноморском направлении, которое является одним из важнейших. Более того, в связи с предстоящим вывозом на этом направлении большого количества каспийской нефти, действия Турции приобретают серьезное стратегическое значение в качестве попытки
поставить под свой контроль важнейшие государственные интересы России, используя «ключевой участок” пространства — Черноморские проливы.
В целом, геополитические перемены в Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии сделали Россию в значительной степени уязвимой к подобного рода давлению со стороны ряда зарубежных стран. После разрушения СССР территория страны сократилась примерно на 1/4. Европейская часть
России превратилась практически во внутри- континентадьную. полуизолированную территорию. Россия лишилась ценных приморских зон на Балтийском и Черных морях и др. Это нанесло большой ущерб возможностям России динамически использовать пространство, даже то, которое осталось под ее суверенитетом.
Транзитные страны (на морских и сухопутных направлениях), устанавливая режим пропуска и перевозки российских грузов на своей территории, тем самым регулируют и весь грузопоток на всем его протяжении, включая и территорию России. Транзитные страны фактически имеют возможность влиять на функционирование основных российских магистралей, связывающих Россию с внешним миром. Иными словами, экономические условия (более широко — условия жизнедеятельности) на пространстве европейской России во многом зависят от транзитных стран и их политики. Необходимым практическим решением сложившейся ситуации стало, во-первых, достижение двусторонних и многосторонних компромиссов, включая сложные комплексные политические, экономические договоренности, и, во- вторых. активный поиск альтернативных путей.
Союз между’ Россией и Белоруссией является хорошим примером новой политики в этих новых пространственных условиях. Другим решением указанных проблем, связанным с использованием дополнительных направлений, может явиться улучшение коммуникаций на северных направлениях, прокладка транспортных коридоров на юг. через Каспий и др.
Очевидно, что территориальная целостность России, сохранение ее национального пространства прямо зависят от адекватной стратегии, основанной на понимании экономических и политических свойств пространства, его самоценности, в том числе для обороны, характера его внутренних закономерностей и их взаимозависимости с внешними векторами.
Иными словами, поддержание территориальной целостности, суверенитета, единства державы предполагает сбалансированные разумные решения в сфере государственной политики, которые должны основываться на тщательно проработанных научных концепциях. Эта задача в особенности сложна в периоды быстрых и резких перемен. Нынешнее время является наглядным тому примером. Вместе с тем, после распада СССР и других разрушительных перемен за последние годы стало еще более ясно, что выход страны из кризисного состояния возможен лишь при условии решения пространственных проблем в тесном сочетании с решением вопросов общего развития страны, включая проблемы развития экономики.
Метастратегия анализирует эти проблемы прежде всего на уровне базисных понятий, то есть категорий пространства и времени, предлагая на этой концептуальной основе подходы к практическим выводам.
В теоретическом плане метастратегия анализирует сложные по своей природе структурные характеристики времени в его общественном значении. Рассматривается под новым ракурсом широко известный феномен — существенное “ускорение” времени в XX веке, в особенности нарастание скорости к концу столетия (одним из последствий которого стало такое явление как “футурошок”). Эти и другие важнейшие перемены временного (темпорального) характера сопровождаются дисперсией стран во времени, что серьезно усложняет многие задачи, включая необходимость поддержания равноправных, взаимовыгодных внешних связей.
Вместе с тем, внутри стран резкие изменения в скоростях и направлении движения временных потоков вызывают негативные последствия социального характера, провоцируя внутренние катаклизмы, а то и многочисленные внешние конфликты.
С другой стороны, ускорение времени, беспорядочные движения временных потоков деструктивно воздействуют на саму человеческую личность, на базисные отношения людей, на фундаментальные структуры человеческого общества, разрушая семью, как его базисную ячейку, нарушая взаимосвязи и преемственность поколений. В итоге, под угрозой оказывается сам процесс дальнейшего нормального развития общества.
Отмеченные и иные негативные явления, связанные с деформированным влиянием фактора времени, многократно усиливаются и оказывают в особенности разрушительное воздействие в странах, находящихся в состоянии системного кризиса. Именно поэтому в России крайне необходима энергичная государственная политика на основе продуманных научных концепций, учитывающих современную роль временного фактора. Соответственно, блок проблем, относящихся к темпам и путям социально-экономического развития, приобрел для современной России особое, жизненное точение.
В теоретическом отношении эти вопросы рассматриваются в связи с глубинными темпоральными причинами. В практическом отношении научные разработки подчеркивают, что страна стоит перед актуальными проблемами занятости, социального обеспечения, образования и т.д. Совершенно ясно, что решение этих вопросов зависит от экономического возрождения России, а ключевой проблемой восстановления хозяйства является масштабное финансирование реального сектора экономики с целью как пополнения оборотных средств предприятий, так н восстановления нормального инвестиционного процесса.
Между тем, известно, что надежды на внешние источники финансирования оказались по ряду причин несостоятельными, а внутренние источники были фактически разрушены неудачными реформами. В результате, вопрос о финансовых ресурсах для вывода страны из кризиса и постепенного перехода к поступательному движению остается наиболее острым.
Практически единственным резервом средств, который по своим масштабам может быть достаточным для покрытия потребностей страны, ее экономики и социальной сферы являются российские капиталы и имущество, находящиеся за рубежом, куда они попали, в основном, в обход закона. Общая сумма этих капиталов и стоимость недвижимости оцениваются в сотни миллиардов долларов. По последним опубликованным данным, объем российских частных депозитов в иностранных банках оценивается в 300- 400 млрд долл., а стоимость приобретенной недвижимости, находящейся за рубежом, достигает еще 20-30 млрд долл. Только быстрый и решительный возврат этих средств, осуществленный под государственным контролем, может выправить положение в России. Понятно, что меры по рециклированию этих капиталов в экономику страны должны сочетаться с полной санацией российской кредитно-банковской системы, включая Центральный банк.
В целом, проведенные в нашем институте исследования показывают, что важным условием успешного преодоления трудностей, стоящих перед Россией, является именно их комплексное решение, поскольку основные из них связаны как с пространственными, так и с функциональными проблемами развития, то есть по существу носят темпоральный характер. Теоретические разработки позволяют выйти на решение многих конкретных проблем.
Опыт ИМЭМО РАН показывает, что определенные идеи, предлагаемые учеными, находят понимание во властных структурах и постепенно реализуются. Это, в частности, касается и рекомендаций в рамках работ по метастратегии. Можно сослаться на некоторые примеры. Нами были сделаны предложения по переориентации в определенном смысле нашей политики на тихоокеанский регион, о необходимости интенсификации использования (в новых формах) северных пространств страны, о серьезной корректировке государственного курса на юге, в бассейне Каспия и в Средней Азии.
Принятие России в АТЭС и ряд других подвижек, достигнутых нашей страной, можно рассматривать как промежуточные положительные результаты на пути к соответствующей долгосрочной цели.
Многочисленные исследования, документы и монографии относительно необходимости коренной перемены отношения к Российской Арктике, осознания жизненного для нас значения этого колоссального резерва пространства стали постепенно приносить первые признаки понимания со стороны федеральных и региональных властей. После настойчивой длительной кампании по поводу насущной необходимости улучшения связей Севера РФ с остальной территорией страны и с зарубежными государствами, используя мощную естественную магистраль — Северный морской путь, появились правительственные решения. Правительство РФ приняло постановление 1237 от 23 октября 1998 г. «Об освоении месторождений бокситов Среднего Тимана в Республике Коми и развитии алюминиевого комплекса Урала». Есть основания предполагать, что тем самым началось решение группы важных проблем, включающих развитие наземных коммуникаций, которые дадут выход Уралу на Северный морской путь. Общей целью является создание транспортных возможностей для экспорта леса, металла, руды, минеральных удобрений, нефтепродуктов. При этом предусматривается не только подключение наземных трасс к Архангельску, но и строительство нового порта в незамерзающей акватории в устье реки Индига.
Не меньшее значение придает ИМЭМО РАН решению проблем комплексного порядка на другом, южном направлении. Речь идет о прикаспийском регионе и Средней Азии. Здесь сложилась опасная ситуация долговременного порядка. Наше мнение, в частности, заключается в том, что пространственные интересы России в этом регионе более важны, чем интересы ресурсные. Мы полагаем, что только комплексное решение пространственных проблем и вопросов общего развития этих регионов будет отвечать жизненно важным интересам России. Надеемся, что и здесь к нашему мнению прислушаются.
Суммируя сказанное, будет правильно сделать вывод, что, несмотря на все трудности, нет основания исповедовать неверие в способности нашей российской общественной науки, в частности, научной стратегии, повлиять на политику государственной власти в позитивном направлении. Однако, трудности, естественно, есть, и ученые, занимающиеся проблемами, связанными с госу дарственной стратегией развития, должны активизировать свои усилия по помощи государственным структурам, руководству нашей страны по выводу России из кризиса и преодоления трудностей.
Другие материалы в этой категории: « THE RESTRUCTURING OF THE REGIME OF NAVIGATION AND MARITIME COMMERCE AS A GLOBAL PROBLEMDie Monopolisierung im Seetransport und Probleme der Veränderung des Schiffahrtsregimes »
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещеныСообщение *Имя *Эл. почта *Адрес сайтаВведите два слова, которые вы видите нижеНаверх